Уровни анализа в международных исследованиях. Политология: Сравнение как метод анализа

МО - это особый вид общественных отношений, имеющий широкий субъектный состав, характеризующийся анархичностью и выходящий за рамки внутриобщественных взаимодействий территориальных образований. совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств.

Подходы к определению:

1. определение специфики участников.

2. Определение особой природы МО.

3. критерий локализации

Определение международных отношений как многообразие связей предполагает необходимость их классификации – выделения типов, видов, уровней и состояния.
Классификация

1. на основе классового критерия

· отношения господства и подчинения (отношения в эпоху феодализма и капитализма)

· отношения сотрудничества и взаимопомощи (теория социалистического мира)

· переходные отношения (отношения между развивающимися странами, освободившимися от колониальной зависимости)

2. на основе общецивилизационного критерия

3. по сферам общественной жизни

· экономические

· политические

· военно-стратегические

· культурные

· идеологические

4. на основе взаимодействующих участников

· межгосударственные отношения

· межпартийные отношения

· отношения между международными организациями , ТНК , частными лицами

5. по степени развития и интенсивности

· отношения высокого уровня

· отношения среднего уровня

· отношения низкого уровня

6. на основе геополитического критерия

· глобальные/общепланетные

· региональные

· субрегиональные

7. по степени напряжённости

· отношения стабильности и нестабильности

· отношения доверия и вражды

· отношения сотрудничества и конфликта

· отношения мира и войны

междисциплинарный подход допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. В результате появляется «междисциплинарная дисциплина» – биофизика , использующая междисциплинарный подход. По такому принципу организованы и другие бинарные (двойные) междисциплинарные дисциплины. Продолжая пример с биологией, можно продолжить список таких междисциплинарных дисциплин – биохимия , биомеханика , социобиология , бионика , а также многие другие. Однако использование «чужой» дисциплинарной методологии редко приводит к изменению дисциплинарного образа предмета исследования. Следует отметить, что, для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины. Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины. Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.

Теория международных отношений относится к числу сравнительно молодых обществоведческих дисциплин, хотя ее истоки можно найти в социально-политической мысли прошлых столетий и Даже тысячелетий. Поскольку предметная область теории международных отношений – это сфера политики, постольку данная наука относится к области политического знания, более того, до недавнего времени она рассматривалась как один из разделов политической науки.

Уровни анализа и методы исследования в мировой политике

3 уровня анализа:

♦ уровень индивида (анализ индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в политический процесс на мировой арене).

♦ уровень отдельного государства (исследуются, напри­мер, процессы принятия политических решений, но уже с точки зрения не психологических особенностей, а того, каков в той или иной стране механизм принятия решений)

♦ глобальный уровень (изучение как взаимодействия государств, так и негосударственных участников мировой политической сис­темы).

Методы

каче­ственные

(использование аналитических процедур для изучения тех или иных фактов, про­цессов и т.п.)

  • количественные

(для выявления тех или иных числовых параметров)

*когнитивное картирование

ОТЛИЧИЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Во-первых, до сих пор такое отличие, как считает ряд исследователей, довольно условно, и оба понятия нередко в политической литературе используются в качестве синонимов, хотя для нас они представляют самостоятельные объекты познания.

Во-вторых, при изучении международных отношений внимание преимущественно концентрируется на взаимоотношениях государств. Центральным предметом исследований международных отношений были (и в значительной степени остаются) суверенные государства, которые, согласно метафоре А. Уолферса, сталкиваются на мировой арене наподобие бильярдных шаров.

В мировой политике изучается более широкий круг акторов и проблем (государства, правительственные и неправительственные организации, регионы, транснациональные корпорации, индивиды) . «Очевидно, что предмет исследования мировой политики гораздо обширнее, разнороднее и сложнее, чем тот, которым занимаются традиционные международные отношения», - читаем мы в одной из научных публикаций.

В-третьих, в большинстве современных исследований международные отношения выступают как часть мировой политики. Мировая политика рассматривается как ядро, как база международных отношений.

В-четвёртых, ещё одно из принципиальных отличий мировой политики как научного направления от международных отношений заключается в том, что мировая политика исторически возникла позже международных отношений.

Исходя из вышеизложенного, после выяснения сути мировой политики и международных отношений, их особенностей и отличительных черт можно теперь дать определение предмета «Мировой политики и международных отношений»: «Мировая политика и международные отношения» есть самостоятельная учебная и научная дисциплина изучающая теорию и практику, закономерности взаимодействия, сотрудничества, как отдельных государств, так и межправительственных организаций, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций, регионов, индивидов, и других участников мирового политического процесса в экономической, политической, правовой, дипломатической, военной, гуманитарной, культурной и иных сферах.

Как уже было отмечено, мировая политика и международные отношения охватывают очень широкий круг проблем и участников международного общения и взаимодействия. Перед исследователем всегда стоит вопрос: как объяснить то или иное мировое явление или событие, обусловленное целым рядом факторов, имеющее к тому же множество аспектов? В связи с этим возникает методологический вопрос о том, как выявлять причинно-следственные связи, дать глубокий и содержательный анализ мировой политике, международным отношениям, явлениям и событиям, входящих в мировой процесс.



В качестве иллюстрации к только что сказанному, воспользуемся примером англичанина Барри Бузана, кото­рый пишет, что причины начала Второй мировой войны можно искать и в стремлении к реваншу Германии, и в слабости Фран­ции, и в личностных особенностях Сталина или Гитлера, и в не­стабильности системы международных отношений конца 1930-х годов в целом. Иными словами, объяснение любому событию в международной жизни может быть найдено на уровне и отдельных политических деятелей, и государств, и всей мировой системы.

В конце 1950-х гг. под влиянием сциентизма (от лат. scientia - наука; «сциентизм» - абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества) в международных исследованиях возникла идея о необходимости ввести понятие уровней анализа.

Термин «уровни анализа» стал широко использоваться благодаря статье американ­ского исследователя Дж. Д. Сингера «Проблема уров­ней анализа в международных отношениях», опубликованной в 1961 г. Он вы­делил два уровня анализа - международную систему в целом и уровень отдельного государства.

Естественно, что данный методологический подход к поиску закономерностей развития мировой политики международных отношений все эти годы совершенствовался.

В настоящее время, как правило, различают и используют три уровня анализа:

уровень индивида;

уровень отдельного государства;

глобальный уровень.

Первый уровень - уровень индивида , предполагает анализ индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в политический процесс на мировой арене. Большинство исследований в этой области ведется в рамках поли­тической психологии, где нередко выделяются два подуровня: по­литической элиты и масс.

На втором уровне ― отдельных государств ― исследуются, напри­мер, процессы принятия политических решений, но уже с точки зрения не психологических особенностей того или иного индивида, а того, каков в той или иной стране механизм принятия политических решений решений в сфере международной жизни.

Так, в исследованиях американского автора Р.Н. Лебоу обнаружено, что давление внутреннего фактора может заставлять политических де­ятелей основывать свое видение внешней политики на предполо­жениях и ожиданиях, которые далеки от действительности. Как показали другие исследования, важным также оказывается то, ка­кую роль в принятии решения международного характера играют военные и гражданские лица. Данный уровень анализа предполагает рассмотрение экономических, военных, внут­риполитических и других вопросов, которые обусловливают формиро­вание внешнеполитического курса и влияют на общемировые процессы.

Глобальный уровень анализа мировой политики и международных отношений является, пожалуй, наиболее слож­ным. Он предполагает изучение как взаимодействий государств, так и негосударственных участников мировой политической сис­темы. Выявляется роль отдельных структурных элементов в формирова­нии и функционировании этой системы, исследуются вопро­сы сотрудничества и конкуренции различных акторов, определя­ются тенденции развития самой системы.

Другими важными компонен­тами проводимых международных исследований являются данные и выбор метода.

Принято различать первичные и вторичные данные. К первич­ным обычно относят такие, как заявления и выступления полити­ческих деятелей, официальные документы и прочие источники информации: статистические данные, исторические факты и т.п. К вторичным данным принадлежат материалы, основанные на первичных данных и отраженные в научных публикациях.

Методы исследования (приёмы, способы познания), используемые в мировой политике, а также в междуна­родных отношениях подразделяют на две большие группы: каче­ственные и количественные.

Качественные методы: историко-социологический, наблюдение, сравнение, изучение документов и т.п.

Качественные методы предполагают использование аналитических процедур для изучения тех или иных фактов, про­цессов и т.п. Ранее эти методы ча­сто назывались историко-описательными, предполагающими обра­щение к историческому знанию, а также интуитивно-логическими, т.е. ориентированными на научный труд в виде эссе. Сегодня они довольно широко используются при изучении мировой полити­ки и международных отношениий.

Количественные методы появились в международных исследо­ваниях позднее качественных (по этой причине ученых, которые пользовались ими, называли модернистами) и предназначались для выявления тех или иных числовых параметров. Их применение было особенно популярно в 1960-е годы. В то время к исследованию об­щественных наук и международных отношений, в частности, было привлечено много математиков: тогда казалось, что такой подход позволит избежать субъективизма в исследовании.

Особое внимание исследователи, которые используют количе­ственные методы, обращают на такой критерий, как валидность, т.е. определение того, действительно ли метод позволяет получить ту информацию, которая необходима. Еще одним значимым пара­метром при выборе метода является его надежность. Она предпо­лагает, что и при использовании этого метода другим исследова­телем будут получены аналогичные результаты.

Базовые методики качественного анализа: контент-анализ, ивент-анализ, когнитивное картирование. Их ещё называют экспликативными методами.

Наиболее распространен среди количественных методов иссле­дования контент-анализ (анализ содержания), а также и ивент-анализ (анализ событий).

Первый, введенный американским поли­тологом Г. Лассуэлом, представляет собой изучение текста с точки зрения частоты появления в нем тех или иных клю­чевых слов и словосочетаний. Например, проанализировав таким образом ста­тьи, опубликованные в одной из газет, Г. Лассуэл показал ее про­фашистскую ориентацию, что послужило поводом для судебного разбирательства вопроса о закрытии газеты.

При использовании контент-анализа важен правильный вы­бор ключевых слов. Ограничение на использование контент-ана­лиза накладывает проблема контекста. Если статья, выступление, документ и тому подобные тексты написаны на так называемыо эзо­повом языке, где значимы не столько сами слова, сколько кон­текст, то они сложно поддаются исследованию с помощью кон­тент-анализа.

Ивент-анализ ориентирован на выявление частоты появления определенных событий. Как и в случае с контент-анализом, пер­воначально определяют критерии, по которым учитываются и клас­сифицируются события. Иными словами, выявляются некие ана­логи «ключевых слов», характеризующие частоту, интенсивность, продолжительность события (например, конфликтных отношений). Далее определяют динамику развития процесса. Используя ивент-анализ, можно, в частности, проследить динамику уступок на пере­говорах, определить, с какой скоростью они делаются, кто из участ­ников первым идет на компромиссные решения и т.п. Метод ивент-анализа получил развитие в работах Э. Азара, Л. Блюмфильда, а также некоторых других авторов и предполагает создание довольно большого банка событийных данных.

Менее распространено, по сравнению с предыдущими мето­дами, когнитивное картирование. Этот метод использовался в рабо­тах О. Холсти, P. Аксельрода и др. В его осно­ве лежат представления когнитивных психологов, согласно кото­рым для понимания поведения крайне важно знать, как человек воспринимает и организует полученную информацию. В междуна­родных исследованиях данный метод ориентирован на изучение так называемой «естественной логики», прежде всего политичес­ких деятелей. Суть заключается в том, что на основании текстов выступлений выявляются ключевые категории, которые использу­ет тот или иной политик, и между ними определяются причинно-следственные связи. Так, американские исследователи М. Бонэм и М. Шапиро, проанализировав тексты выступлений политических деятелей, сделали прогноз относительно их поведения в ближневосточном конфликте.

Количественные методы довольно трудоемки. Это с самого на­чала ограничивало их применение. Внимание к количественным методам вновь было привлечено в связи с широким внедрением компьютерной техники, позволяющей до определенной степени решить проблему трудоемкости работ и дать быструю количествен­ную оценку. Например, компьютерная обработка текста позволяет оперативно проводить контент-анализ. Одновременно исследова­тели стали больше внимания обращать на проблему интерпрета­ции полученных данных.

Тем временем в русле качественных методов стали внедряться процедуры, предусматривающие некие формализованные момен­ты, но с точки зрения не столько количественных оценок, сколь­ко организации исследования. При его проведении в ряде случае стали учитываться требования, предъявляемые к организации ра­боты, формулированию, обоснованию гипотезы, что типично для естественных наук.

Развитие получили также ситуационные анализы, представляю­щие собой семинары экспертов, на которых делается анализ ситу­ации, выявляются ключевые моменты, а также составляются прогнозы относительно возможных сценариев дальнейшего развития. Ситуационные анализы нашли широкое распространение, осо­бенно в научно-практических организациях и учреждениях.

Кроме того, стали использоваться и такие аналитические про­цедуры, как анализ конкретных ситуаций (англ.: case study). Они предусматривают применение теоретических положений при ис­следовании конкретных событий на мировой арене. Все это сдела­ло понятия «логико-описательного» и «историко-интуитивного» подходов устаревшими.

В настоящее время дихотомия методов «количественные - ка­чественные» в целом в международных исследованиях снята. Соот­ветственно и разделение исследователей на модернистов и тради­ционалистов также осталось в прошлом. На данный факт обраща­ют внимание многие авторы, в том числе российские. Например, П.А. Цыганков справедливо указывает на неправомерность проти­вопоставления количественных и качественных методов, которые не только не исключают, а, напротив, дополняют друг друга.

Преимущества и недостатки различных методов, необходимость их сочетания и относительность.

Сделаем следующие выводы по лекции:

1. Мировая политика и международные отношения могут рассматриваться как процесс, как деятельность, как наука и учебная дисциплина.

2. «Мировая политика и международные отношения» есть самостоятельная учебная и научная дисциплина изучающая теорию и практику, закономерности взаимодействия, сотрудничества, как отдельных государств, так и межправительственных организаций, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций, регионов, индивидов, и других участников мирового политического процесса в экономической, политической, правовой, дипломатической, военной, гуманитарной, культурной и иных сферах.

3. «Мировая политика и международные отношения» предполагает использование различных уровней анализа, данных и методов исследования.

Транскрипт

1 А.В. Гукасов Теоретические основы анализа внешней политики современных государств В условиях глобализации отдельно взятое государство не может существовать обособленно, поскольку для обеспечения устойчивого развития ему необходимо постоянно вступать в различные виды взаимодействий с другими акторами системы международных отношений, комплекс которых образует внешнюю политику. Внешняя политика современных государств представляет собой сложный, многоуровневый процесс, и соответственно для ее детального исследования необходимо подвергнуть анализу каждый из входящих в нее уровней. Разработкой различных уровней анализа внешней политики занимался ряд исследователей в области международных отношений. Одну из первых работ в данной области выпустили Р. Снайдер, Г. Брак и Б. Сапин «Принятие решений как подход к изучению международной политики» , в которой они отказались от понимания национального государства как метафизической абстракции, одновременно признавая государственный уровень анализа внешней политики фундаментальным и сделав акцент на процессе принятия внешнеполитических решений. Немалый вклад в разработку уровней анализа внешней политики внесли исследования Г. Спроут и М. Спроут , которые полагали, что рассуждать о могуществе в межгосударственных отношениях без учета внешней политики, которую они ассоциировали со стратегиями, решениями и целями, ошибочно. Однако в отличие от Р. Снайдера, Г. Брака и Б. Сапина, Г. Спроут и М. Спроут в своих исследованиях по-другому расставили приоритеты, полагая, что для полного анализа внешней политики необходимо учитывать психологическую среду, в которой находятся личности или группы, участвующие в принятии внешнеполитических решений. Несмотря на значительный вклад вышеуказанных работ в общую теорию внешней политики, они главным образом были сконцентрированы на исследовании ее отдельных уровней, тем самым не подвергая комплексному анализу данную политологическую категорию. В данной связи знаменательной является работа Дж. Розенау «Предтеории и теории внешней политики» , в которой автор пришел к выводу о том, что для лучшего понимания категории «внешняя политика» необходимо выработать обобщающую теорию, которая, по

2 его мнению, заключается в интегрировании информации, полученной в результате анализа на различных уровнях: от индивидуальных особенностей политического лидера до системы международных отношений. Подобный подход позволяет комплексно исследовать внешнюю политику с точки зрения основных уровней анализа, систематизируя полученные данные и не ограничиваясь рамками исследования только одного из уровней. Работа Розенау стала одной из первых в своем роде и внесла значительный вклад в теорию уровневого анализа внешней политики. Подобную с Розенау позицию занимает К. Уолц, который в работе «Человек, государство и война: теоретический анализ» , исследуя природу международных конфликтов, анализировал ее по трем категориям. Первая категория это человеческое поведение, в рамках которой дается характеристика политическим лидерам, подвергаются анализу их личные качества, мотивы действий и решения, которые могут привести к эскалации международного конфликта. Вторая категория это внутреннее устройство государства, в рамках которой акцентируется внимание на анализе типа управления, экономической модели, политических групп и т.д. Третья категория это система международных отношений, которую автор определил как анархическую, поскольку в ней отсутствует механизм управления государствами. Идеи Уолтца развивал американский политолог Д. Сингер в работе «Проблема уровня анализа в международных отношениях» , в которой он подробно исследовал международную систему и государство как уровни анализа международных отношений. Сингер полагал, что системный уровень анализа позволяет всецело проанализировать комплекс международных отношений, а государственный уровень анализа детально проанализировать международные отношения с точки зрения суверенного государства, акцентируя внимание на тот факт, что, являясь основным актором международных отношений, они могут самостоятельно выбирать направление собственной линии политики. Большой вклад в исследование уровней анализа внешней политики внесла работа В. Хадсон «Анализ внешней политики: классические и современные теории» , в которой было выделено пять уровней анализа. На первом уровне исследуется индивидуальное принятие внешнеполитических решений, основу которого составляют политическая психология лидера и его роль в процессе формирования и реализации внешней политики. На втором уровне рассматривается групповое принятие внешнеполитических решений, в основе которого лежит процесс организации взаимодействия между субъектами групп, участвующих в формировании и реализации внешней политики. На третьем уровне под-

3 вергается анализу роль культурной, социальной и национальной идентичностей в процессе принятия внешнеполитических решений. На четвертом уровне исследуется влияние внутренней политики государства на внешнеполитический процесс. На пятом уровне проводится анализ отличительных особенностей государства таких как масштаб, природные и демографические ресурсы, географическое положение, политическая система, военный и экономический потенциал, которые определяют характер внешней политики, а также анализируется система международных отношений, оказывающая на нее значительное влияние. Существенный вклад в развитие данного направления теории внешней политики внесла также работа отечественных ученых А.Д. Богатурова, Н.А. Косолапова, М.А. Хрусталева «Очерки теории и политического анализа международных отношений» . В своей работе авторы, отмечая важность остальных уровней анализа, сделали акцент на исследовании системного уровня, поскольку он позволяет применить прикладные методы и техники анализа в различном их сочетании, позволяя более полно исследовать международные отношения и мировую политику, а также способствует более точному прогнозированию в данной области. Системный уровень анализа позволил авторам проанализировать стабильность, устойчивость и характер эволюции современной системы международных отношений, исследовать ее региональные подсистемы, а также подвергнуть анализу глобализацию и ее влияние на мировую политическую систему. Основываясь на исследовании различных уровней анализа, проведенном в работах, касающихся данной проблематики, в самом общем виде можно выделить три основных уровня анализа внешней политики: индивидуальный, государственный и системный. В рамках индивидуального уровня анализа внешней политики внимание акцентируется на решениях, которые принимают отдельные личности, участвующие в процессе формирования и реализации внешней политики. Данный тип анализа включает главным образом исследование характерных черт, желаний и идеалов этих личностей и влияние, которое они оказывают на принятие решений в области внешней политики. Тем не менее, несмотря на всю важность человеческого фактора, процесс формирования и реализации внешней политики во многом зависит от структуры политической системы государства, которая исследуется на государственном уровне анализа внешней политики. Данный уровень анализа заключается в исследовании культурноцивилизационных и исторических традиций государства, а также его

4 геополитического положения, которые в совокупности позволяют дать объяснение характеру внешней политики государства. В рамках данного уровня анализа не менее важным остается исследование механизмов формирования внешней политики, т.е. тех внутригосударственных акторов, которые участвуют в данном процессе. В этой связи актуализируется значение исследования характера политического режима государства, от которого напрямую зависит количество акторов, задействованных в процессе формирования и реализации внешней политики, а также роль политического лидера в данном процессе. Помимо двух вышеуказанных уровней анализа, также актуальным остается и значение системного уровня анализа внешней политики, в основе которого лежит понимание того, что все государства действуют в глобальной социально-экономической и политико-географической среде и что специфические характеристики данной системы во многом определяют модель взаимодействия между ними. В рамках данного подхода проводится анализ влияния системы международных отношений на внешнюю политику государства, акцентируя внимание на том, как государства реагируют на изменения внутри этой системы. В данном случае одним из наиболее важных факторов выступает могущество государства в мировой политической системе, которое является основой при формулировании национальных интересов и определяет его поведение на мировой арене. Исходя из вышеприведенного анализа, можно сделать вывод о том, что категория «внешняя политика» и ее анализ не теряют своей актуальности на современном этапе. Не оставляет сомнения тот факт, что процессы глобализации и регионализации вносят свои коррективы в понимание данной категории. Тем не менее, в современных условиях система международных отношений формируется и регулируется главным образом посредством внешнеполитической деятельности государств, в основе которой лежит категория «национальный интерес». Библиографический список 1. Snyder R., Bruck H., Sapin B. Decision-Making as an Approach to the Study of International Politics. Princeton: Princeton University Press, p. 2. Sprout H., Sprout M. Man-Milieu Relationship Hypotheses in the Context of International Politics. Princeton: Princeton University Press, p. 3. Rosenau J. The Study of World Politics: Theoretical and Methodological Challenges. N.Y.: Routledge, P Waltz K. Man, the State, and War: A Theoretical Analysis. N.Y.: Columbia University Press, p. 5. Singer D. The Level-of-Analysis Problem in International Relations // World Politics P

5 6. Hudson V. Foreign Policy Analysis: Classic and Contemporary Theory. Lanham: The Rowman and Littlefield Publishing Group, p. 7. Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: НОФМО, с.


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Международная олимпиада молодежи - 2020 Перечень, содержание тем и литература по "Международным отношениям" для учащихся 10-11 классов

АННОТАЦИЯ диссертационной работы Абилдаева Алмаза Сызганбековича на тему «Политика Казахстана в обеспечении энергетической безопасности Центральной Азии» представленной на соискание степени доктора философии

15 А.В. Гукасов «Мягкая сила» во внешней политике современных государств При осуществлении внешней политики и реализации национальных интересов государства используют разнообразные инструменты, которые

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики

1. Наименование дисциплины Методология подготовки диссертационного исследования по отношений 2. Уровень высшего образования Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре. 3. Направление подготовки,

ÁÀÊÛ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒÈÍÈÍ ÕßÁßÐËßÐÈ ¹4 Ùóìàíèòàð åëìëÿð ñåðèéàñû 2005 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВ: К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ (анализ теоретических подходов) А.РАДЖАБЛИ Системный

СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава первая. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 5 1.1. Общая характеристика социальной психологии как науки 6 1.2. Предмет и задачи социальной психологии 8 1.3. Система социально-психологического

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ВОПРОСОВ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» (уровень бакалавр) Блок «История и теория международных отношений» 1. Международные

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" Отделение

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Факультет

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Говоруха Анастасия Михайловна студентка Шевченко Ольга Михайловна д-р филос. наук, доцент Институт социологии и регионоведения ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» г. Ростов-на-Дону,

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1 по томе 3 а. Эволюция теоретических представлений о международных отношениях 1. Основные методологические подходы к изучению международных отношений. 2. Характерные

62 С.В. Ануфриенко Медиатизация политики и политизация медиа Расширение влияния медиа является объективной закономерностью современности в ее внутри- и межгосударственных проекциях. Участие медиа приобретает

Наработки в разных сферах научного знания. В целом, плодотворное сотрудничество государств участников Содружества Независимых Государств в научной и инновационной сферах будет способствовать повышению

Темы рефератов для поступающих на основную образовательную программу «Международные отношения и мировая политика» по направлению подготовки 41.06.01 «Политические науки и регионоведение» 1. «Глобализация

Разработку эффективных финансово-экономических стандартов деятельности российских коммерческих банков и обеспечение их инновационного единства с международной банковской системой. Эти тенденции оказывают

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА доктора психологических наук, профессора кафедры общей и социальной психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И.И. Погорская (Киев) Идея национального суверенитета является традиционной фундаментальной ценностной

УДК 327.83 Проблематика разработки концепта мягкой силы в современной политической науке Ковба Дарья Михайловна магистр политологии, аспирант ИФиП Уральское отделение Российской академии наук, E-mail:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» Башкирский институт социальных технологий (название филиала) Кафедра Истории государства и права и конституционного

êöñöçáàà ÖÇêéèÖâëäàÖ àëëãöñéçäçàü: ÇáÉãüÑ àá Çéëíéóçéâ ÖÇêéèõ Introduction to European Studies: A New Approach to uniting Europe / еd. by D. Milczarek, A. Adamczyk, K. Zajaczkowski ; Centre for Europe,

М. М Лебедева Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ Глобальная и региональная безопасность: неразрывность уровней Вопрос о неразрывности различных уровней безопасности

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

ЛЕКЦИЯ 20 Моделирование в географии План лекции 1. Отличие модели от других средств познания. 2. Главная цель и задачи моделирования в географических исследованиях. 3. Классификации моделей и особенности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1 КОНЯХИН Виталий Вячеславович Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, аспирант

Пояснительная записка. Данная рабочая программа предназначена для изучения обществознания учащимися 10 класса (базового уровня). Программа разработана на основе примерной программы Министерства образования

Е.В. Андреева Образование как институт политической социализации в современной России Процессы модернизации в России на рубеже XX-XXI вв. оказали существенное противоречивое влияние на социально-экономическое

ПОЛИТОЛОГИЯ УДК 327 ББК 66.4(0) ПРОЦЕСС, ПОВЕДЕНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ А.И. Кондратов Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи основных понятий,

Военное планирование в Российской Федерации составная часть военных мер организации обороны Российской Федерации, заключающаяся в определении порядка и способов реализации целей и задач развития военной

УДК 331-1 Новицкий В.В., магистрант Южный федеральный университет Россия, г. Таганрог Никишина А.Ю., магистрант Южный федеральный университет Россия, г. Таганрог Корсакова Т.В., д.п.н., доцент, профессор

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Формат титульного листа должен соответствовать требованиям, приведенным в приложении) (1) Составлена в

В Диссертационный совет Д 209.002.03 Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации Отзыв официального оппонента на диссертационную работу

РЕЗЮМЕ Тема исследования: Становление нового мирового порядка: основные факторы и ключевые направления. Автор: Давид Бабаян. Научный руководитель: Миргород Д.А., преподаватель. Организация: Институт международных

SWorld 17-29 March 2015 http://www.sworld.education/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2015 MODERN DIRECTIONS OF THEORETICAL AND APPLIED RESEARCHES

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» Факультет экономики и управления Кафедра государственного и муниципального управления Аннотация

I. Название дисциплины: Теория и практика политической глобалистики II. Составитель: Леонова Ольга Георгиевна III. Цели и задачи дисциплины А. Основная цель курса: привитие студентам навыков самостоятельного

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева Перечень дисциплин, включенных в программу экзамена 1. Методология исследования экономических региональных процессов 2. Теория международных региональных

История международных отношений: Учебное пособие / Колл. авт.; под ред. Г.В. Каменской, О.А. Колобова, Э.Г. Соловьева. - М.: Логос, 2007.- 712 с. Освещается история международных отношений. В отличие от

Государственное управление/4. Подготовка государственных служащих Д.пс. н. Володарская Е.А. Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (Россия) Требования к подготовке управленцев

Основы теории_мо_рус_азаматова_3кр_летний сем Преподаватель: Иембекова М. Для студентов по академической задолженности 1. Укажите определение, наиболее соответствующее понятию «средняя держава»: 2. Предприятия,

Лекция 3 Политическая система 1. Понятие и признаки политической системы общества. 2. Структура и функции политической системы общества. 1. Понятие и признаки политической системы общества. Различные политические

ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанным направлениям и Положением

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанным

УДК 327 К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И.В. Халанский Рассматриваются концептуальные возможности реализма и либерализма в рамках современной теории международной

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ» Шматков Р.Н. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕФОРМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Shmatkov R.N.

Отзыв официального рецензента на диссертацию Чукаловой Рамили Рафаиловны на тему «Военно-политическое сотрудничество Республики Казахстан со странами СНГ в свете новых вызовов», представленной к защите

Содержание образовательных программ специальности «5B020200-Международные отношения» Наименование дисциплины 1 Новая история стран Азии и Африки 2 Новейшая история стран Азии и Африки 3 Новая история стран

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Социальная психология» 1. Социальная психология изучает поведение индивида в социальном контексте, считает 2. Социальная психология включает в себя такую

Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Д.Ш. МУХАМЕДЖАНОВА МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И КАЗАХСТАН: СОТРУДНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ Алматы

ЖИЛИНА Н. В., КНЯЖЕВА О. В. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА И ОСНОВНОЙ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ TQM Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению качества как одного из фундаментальных понятий экономики

Содержание стр. 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), 4 соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 2. Место дисциплины в структуре образовательной

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (ПРЕДПРИЯТИЯМИ) УДК 330.34.014.2 Ресурсный подход к управленческой диагностике ЭКОНОМИЧЕСКОЙ безопасности организации Коломыцева Ольга Юрьевна, кандидат экономических

ФЕДЕРАЛЬНАЯ с л у ж б а ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования Новосибирский военный институт ты щ генерала

2013 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Серия 6 Вып. 2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТАХ УДК 327.8 Д. А. Ланко ПРОБЛЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА В ТРЕТЬЕМ «БОЛЬШОМ

УДК: 34.096 Глебова А.В. студентка 5 курса, 89 группы, факультета экономической безопасности и таможенного дела Саратовский социально-экономический институт (филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова) Российская Федерация,

ЛЕКЦИЯ 4 Методы геоэкологических исследований План лекции 1. Множественность методов исследований и принципы их классификации. 2. Содержание общенаучных, междисциплинарных и специфических методов исследований.

Б. С. Мусрепов Теория военого управления: история и современность Obronność - Zeszyty Naukowe Wydziału Zarządzania i Dowodzenia Akademii Obrony Narodowej nr 1(13), 136-140 2015 OBRONNOŚĆ. Zeszyty Naukowe

(ПРОЕКТ ВИДЕНИЯ) 3-Й ВСЕМИРНЫЙ ТЮРКСКИЙ ФОРУМ (28-30 мая 2014, Эдирне) Главная тема - 1 Тюркские республики; Культурная дипломатия и туризм Учитывая географическое распределение тюркских республик,

ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию Блинова Алексея Владимировича «Реализация государственной политики по управлению учебными заведениями Министерства народного просвещения на территории Западной

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» На правах рукописи Мгалоблишвили Виолетта Ивановна ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

УГРОЗЫ И РИСКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ THREATS AND RISKS OF ENSURING POLITICAL SECURITY OF MODERN RUSSIA Савченко И.А., студентка 4 курса направления подготовки 41.03.04

Российский государственный социальный университет Факультет дистанционного обучения ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 по дисциплине «Инновация в системе образования» Эссе «Ваше мнение по вопросу: каковы перспективы

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ УДК 65.011.46 КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ Г.В. Голикова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической

Мировая политика охватывает очень широкий круг проблем и участников международного общения и взаимодействия. Перед ис­следователем всегда стоит вопрос: как объяснить то или иное явление, обусловленное целым рядом факторов, имеющее к тому же множество аспектов? Воспользуемся примером Б. Бузана, который пишет, что причины начала Второй мировой войны можно искать и в стремлении к реваншу Германии, и в слабости Франции, и в личностных особенностях Сталина или Гитлера, и в нестабильности системы международных отношений конца 1930-х гг. в целом. Иными словами, объяснение любому событию в международной жизни может быть найдено на уровне и отдельных политических деятелей, и государств, и всей мировой системы. В связи с этим возникает методологический вопрос о том, как выявлять причинно-следственные связи. Сама идея различения уровней анализа возникла в конце 1950-х гг. под влиянием сциентизма в международных исследованиях. Сциентистская ориентация требовала более четкого осознания исследователями взаимоотношений между отдельными элементами и системой как таковой. Термин «уровни анализа» стал широко использоваться благода­ря статье Дж. Д. Сингера «Проблема уровней анализа в международных отношениях», опубликованной в 1961 г. Он выделил два уровня - международную систему в целом и уровень отдельного государства, однако основной вклад в разработку проблемы системы и отдельных элементов еще раньше, в 1954 г., внес работой «Человек, государ­ство и война» К. Уолтц. Правда, он говорил не об уровнях анализа, а об разах, которыми оперирует исследователь.

В настоящее время, как правило, различают три уровня анализа:

    уровень индивида;

    уровень отдельного государства;

    глобальный уровень.

Уровень индивида предполагает анализ индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в политический процесс на мировой арене. Большинство исследований в этой области ведется в рамках политической психологии, где выделяются исследования политической элитыи масс. При изучении политической элиты большое внимание уделяется личности политических деятелей. Для этого при описании психологических портретов используются исторические, психоанали­тические и другие методы. Другое направление анализа политический элиты состоит в анализе процесса принятия решения. Так, О. Холсти замечает, что на развитие событий 1914 г., приведших к Первой мировой войне, сильнейшее влияние оказал такой фактор, как стресс.

На уровне анализа отдельного государства исследуются, напри­мер, процессы принятия политических решений, но уже с точки зре­ния не психологических особенностей, а того, каков в той или иной стране механизм принятия решений. Большое значение для исследо­вания уровня отдельных государств имеют сравнительно-политоло­гические работы.

На уровне политических масс исследуются также такие вопросы,

как восприятие других народов, установки, ценности, представления, существующие в обществе и касающиеся международной сферы. Боль­шое внимание в этих работах обращается на формирование восприя­тия в условиях конфликта, в том числе и на стремление к упрощению информации, которое ведет к тому, что все многообразие действитель­ности укладывается в рамки полярных представлений.

Глобальный уровень анализа является, пожалуй, наиболее слож­ным. Он предполагает изучение как взаимодействия государств, так и негосударственных участников мировой политической системы. При этом последняя рассматривается как некая целостность. Выявляется роль отдельных структурных элементов в формировании и функцио­нировании этой системы, рассматриваются вопросы сотрудничества и конкуренции различных акторов, определяются тенденции развития самой системы.

Другие важные для международных исследований компоненты - данные и выбор метода. Мировая политика использует всевозможные данные получения информации и самый широкий набор методов ис­следования.

Принято различать первичные и вторичные данные. К первичным обычно относят такие, как заявления и выступления политических деятелей, официальные документы и прочие источники информации: статистические данные, исторические факты и т.п. К вторичным при­надлежат материалы, основанные на первичных данных и отраженные в научных публикациях.

Методы исследования в мировой политике, а также международных отношениях нередко подразделяют на две группы: качественные и количественные.

Качественные методы предполагают использование аналитических процедур для изучения тех или иных фактов, процессов и т.п. При этом исследователи, использующие качественные методы анализа (традиционалисты), основываются на разных методологических и теоретических подходах. Ранее эти методы часто назывались историко-описательными, предполагающими обращение к историческому знанию, а также интуитивно-логическими, т.е. ориентированными на научный труд в виде эссе. Тем не менее и сегодня они довольно широко используются в мировой политике и международных отношениях.

Количественные методы появились в международных исследованиях позднее качественных (по этой причине ученых, которые пользовались ими, называли модернистами) и предназначались для выявления тех или иных числовых параметров. Их применение было особенно популярно в 1960-е гг. В то время к исследованию обществен­ных наук и международных отношений в частности было привлечено много математиков: тогда казалось, что такой подход позволит избе­жать субъективизма в исследовании.

Особое внимание исследователи, которые используют количе­ственные методы, обращают на такой критерий, как валидностъ, т.е. определение того, действительно ли метод позволяет получить ту информацию, которая необходима. Еще одним значимым параметром при выборе метода является его надежность. Она предполагает, что и при использовании этого метода другим исследователем будут получены аналогичные результаты.

Для исследования мировой политики используют также стати­стические методы. Например, с их помощью можно определить, кто в основном совершал террористические акты в европейских странах и США - иммигранты или граждане этих стран.

Наиболее распространены среди количественных методов иссле­дования контент- и ивент-анализ.

Контент-анализ, введенный Г. Лассуэлом, представляет собой изучение текста с точки зрения частоты появления в нем тех или иных ключевых слов и словосочетаний. Проанализировав таким образом статьи, опубликованные в одной из газет, Г. Лассуэл показал ее профашистскую ориентацию, что послужило поводом для судебного разбирательства вопроса о закрытии газеты.

При использовании контент-анализа важен правильный выбор ключевых слов. Ограничение на использование контент-анализа накладывает проблема контекста. Если статья, выступление, документ м тому подобные тексты написаны так называемым эзоповым языком, где значимы не столько сами слова, сколько контекст, то они сложно поддаются исследованию с помощью контент-анализа.

Ивент-анализ ориентирован на выявление частоты появления оп­ределенных событий. Как и в случае с контент-анализом, первоначаль­но определяют критерии, по которым учитываются и классифицируют­ся события. Иными словами, выявляются некие аналоги «ключевых слов», характеризующие частоту, интенсивность, продолжительность события (например, конфликтных отношений). Далее определяют динамику развития процесса. Используя ивент-анализ, можно, в част­ности, проследить динамику уступок на переговорах, определить, с ка­кой скоростью они делаются, кто из участников первым идет на комп­ромиссные решения и т.п.

Менее распространено, по сравнению с предыдущими методами, когнитивное картирование. В его основе лежат представления, соглас­но которым для понимания поведения крайне важно знать, как чело­век воспринимает и организует полученную информацию. В между­народных исследованиях данный метод ориентирован на изучение так называемой естественной логики, прежде всего политических деяте­лей. Суть заключается в том, что на основании текстов выступлений выявляются ключевые категории, которые использует тот или иной политик, и между ними определяются причинно-следственные связи.

Существуют и другие количественные методы анализа. В целом же они довольно трудоемки. Это с самого начала ограничивало их при­менение. Внимание к количественным методам вновь было привлече­но в 1990-е гг. в связи с широким внедрением компьютерной техники, позволяющей до определенной степени решить проблему трудоемко­сти работ и дать быструю количественную оценку.

Тем временем в русле качественных методов стали внедряться процедуры, предусматривающие некие формализованные моменты, но с точки зрения не столько количественных оценок, сколько организа­ции исследования. При его проведении в ряде случаев стали учиты­ваться требования, предъявляемые к организации работы, формули­рованию, обоснованию гипотезы, что типично для естественных наук.

Развитие получили ситуационные анализы, представляющие со­бой семинары экспертов, на которых проводится анализ ситуации, выявляются ключевые моменты, а также составляются прогнозы от­носительно возможных сценариев дальнейшего развития. Ситуацион­ные анализы нашли широкое распространение, особенно в научно-практических организациях и учреждениях.

Ситуационный анализ по сути является частным случаем такой ана­литической процедуры, как анализ конкретных ситуаций, преду­сматривающей применение теоретических положений при исследовании конкретных событий на мировой арене. Если ситуационный анализ ори­ентирован на прогноз, то при анализе конкретных ситуаций обычно воз­можные сценарные варианты развития событий не рассматриваются.

В настоящее время в международных исследованиях широко при­меняются методы смежных научных дисциплин - социологии, поли­тологии, психологии и др. Так, довольно распространенным является метод интервью, применяемый в социологических исследованиях.

В арсенале качественных методов остаются и такие традицион­ные методы, как изучение документов, свидетельств, статистических данных, аналитических материалов.

Сближение двух групп методов - количественных и качественных - сделало разделение «логико-описательного» и «историко-интуитивного» подходов устаревшим. В настоящее время дихотомия методов «количественные - качественные» в целом в международных исследованиях снята. Соответственно и разделение исследователей на модернистов и традиционалистов также осталось в прошлом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

      Какие основные научные дисциплины внесли вклад в форми­рование мировой политики (в чем он состоял)?

      Каково соотношение предметных областей мировой политики, сравнительной политологии и международных отношений?

      Какие основные характеристики определяют мировую полити­ку как научную дисциплину?

      Какие тенденции проявились в развитии теории международ­ных отношений в 1990-е гг.?

      Как происходил процесс развития российских международных исследований? Каковы их основные этапы, обсуждаемые про­блемы?

      На основе чего в мировой политике выделяются уровни анали­за (какие здесь существуют подходы)?

      В чем состоит проблема метода в международных исследова­ниях?

      Что понимается под количественными и качественными мето­дами в мировой политике и международных отношениях (по­чему говорят об условности их различения)?

        Боришполец К.П. Методы политических исследований. М. : Аспект Пресс, 2005.

Лебедева М.М. Мировая политика: политическая реальность и предметное поле дисциплины // Мировая политика в усло­виях кризиса / под ред. С.В. Кортунова. М., 2010.

        Мировая политика: повестка дня на завтра (виртуальный круг­лый стол) // Полис. 2005. № 4.

        Тюлин И.Г. Исследование международных отношений в России: вчера, сегодня, завтра // Космополис. Альманах. М. : Полис, 1997.

Мировая политика как система знаний, имеющая собственный предмет, появилась относительно недавно – во второй четверти XX в. До этого момента межгосударственные взаимодействия как наиболее существенный компонент глобальной политики были предметом теории международных отношений.

Соотношение дисциплин "мировая политика" и "международные отношения"

Можно утверждать, что теория международных отношений стала самостоятельной дисциплиной с образованием 1919 г. кафедры международных отношений в Абериствитском университете (Великобритания). Теория международных отношений представляет собой междисциплинарную область знания, включающую историю, экономику, культуру, право. Она основана на хронологии событий, обычно связанной с неким представлением о прогрессе. В развитии предмета теории международных отношений выделяют три стадии:

  • 1) идеалистический этап (доминировали прогрессивные теории) – 1920–1930-е гг.;
  • 2) реалистический период (преобладали консервативные теории) – 1930–1940-е гг.;
  • 3) бихевиористский этап (доминировали социально-научные теории) – 1950–1960-е гг.

В 1970-х гг. конституировалась новая самостоятельная наука – мировая политика , которая исследует как межгосударственные отношения, так и действия на международной арене иных субъектов мирового политического процесса (международные неправительственные организации, транснациональные корпорации и т.д.). Методологии реализма, идеализма и бихевиоризма были перенесены в теорию мировой политики. Как научное направление идеалистические идеи постепенно оформились в иренологию (от греч. eipynh – мир). Противоположное по названию научное течение – полемология (от греч. polemos – война) как направление в зарубежной политологии, в рамках которого исследуются войны и вооруженные конфликты, тесно связано с исследованиями мира, т.е. иренологией. Ведущим иренологическим учреждением считается Международный институт исследований мира в Осло, созданный в 1959 г. И. Галтунгом. Влиятельным международным институтом является Стокгольмский институт исследований мира (СИПРИ), а также Международный институт мира в Вене. В США среди иренологических центров видное место принадлежит Институту мирового порядка, созданному С. Медловицем.

Предметом мировой политики (или международной теории политики) как научной дисциплины выступает глобальный контекст политической реальности, выявление современных тенденций ее развития, факторов, определяющих политическую структуру современного мира. Мировая политика является результатом взаимодействия широкого круга политических акторов (субъектов), обладающих различными ресурсами.

Типология этих акторов по властным ресурсам позволяет выделять различные уровни анализа мировой политики:

  • 1) индивидуальный (анализ поведения лидеров, элит, политических стилей);
  • 2) уровень отдельного государства (анализ формирования внешней политики, механизмы ее реализации, степень влияния на мировые процессы);
  • 3) глобальный уровень (анализ взаимодействия государств и международных организаций).

Сегодня мировую политическую систему образуют не только независимые государства, но и различные экономические, торговые, военные союзы, блоки и структуры, сложившиеся на двусторонней или многосторонней основе. Кроме них на международной арене активно действуют ООН, международные правительственные и неправительственные организации, а также специализированные учреждения и организации, занимающиеся вопросами политики, социального, экономического развития, проблемами разоружения, безопасности. Все они выступают субъектами международных отношений.

Таким образом, международные отношения представляют собой систему экономических, политических, социальных, дипломатических, правовых, военных и культурных связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества. Однако не все взаимоотношения между народами, государственными организациями имеют политический характер. Мировая политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней. Мировая политика направлена на решение вопросов выживания и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка в мире. Она является важным фактором стабильности и мира, развития равноправных международных отношений.

Система законов международной политики. Как научная дисциплина мировая политика призвана выявлять законы межгосударственных взаимодействий. Австрийский социолог Л. Гумплович (1833–1909) главным фактором социальной жизни считал борьбу за существование. Основываясь на этом тезисе, Гумплович сформулировал систему законов международной политики, среди которых важнейший – закон постоянной борьбы между соседними государствами из-за пограничной линии. Из этого основного закона он вывел и второй, заключающийся в том, что любое государство должно препятствовать усилению могущества соседа и заботиться о политическом равновесии. Кроме того, любое государство стремится к выгодным приобретениям, например, получить выход к морю для достижения морского могущества. Наконец, смысл третьего закона выражается в том, что внутренняя политика должна быть подчинена целям наращивания военной силы, с помощью которой обеспечивается выживание государства.

Базовая категория "национальный интерес"

Содержание мировой политики раскрывается в системе категорий – основных понятий науки. Базовой категорией научной дисциплины является понятие "национальный интерес". В самом деле, что движет деятельностью государства на международной арене, во имя чего оно вступает во взаимоотношения с другими странами? В политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, а в международной политике – преимущественно национальные интересы. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства. Эти потребности выражаются в обеспечении национальной безопасности и условий для самосохранения и развития общества.

Как уже отмечалось, концепция "национального интереса" была разработана американским политологом Гансом Моргентау. Он определил понятие интереса с помощью категорий вла-

сти. В концепции Моргентау понятие национального интереса состоит из трех элементов: 1) природы интереса, который должен быть защищен; 2) политического окружения, в котором действует интерес; 3) рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

По мнению Моргентау, внешняя политика независимого государства должна опираться на физическую, политическую и культурную реальность, помогающую осознать природу и сущность национального интереса. Такой реальностью выступает нация. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно – потребности физического выживания. В мире, разделенном на блоки и союзы, где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации озабочены защитой своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом вторжения извне. Вероятно, это утверждение было актуальным для времен "холодной войны", когда мировое сообщество было разделено на два противостоящих друг другу лагеря – социалистический и капиталистический.

В современном мире, с окончанием "холодной войной" и глобализацией политики, в силу различных причин государства становятся все более взаимозависимыми и взаимосвязанными. Теперь их выживание и развитие может быть обеспечено лишь при условии всестороннего сотрудничества и взаимодействия. Любое государство, защищая собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств, лишь тогда оно может не только обеспечить собственную безопасность, но и не нарушить безопасность других государств. Стратегия выживания связана с обеспечением национальной безопасности (в границах одного государства), региональной безопасности (в границах того или иного региона мира, например, Ближнего Востока), международной безопасности (в глобальном масштабе).

Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права. Понятие безопасности для личности, общества и государства не во всем совпадает. Безопасность личности означает реализацию ее неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Национальная безопасность применительно к государству предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность. В наши дни, когда сохраняется опасность ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей (международной) безопасности. До недавнего времени всеобщая безопасность основывалась на принципах "сдерживания путем устрашения", конфронтации и противостояния ядерных держав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая). Но подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в мировой ядерной войне.