Удивительные насекомые. Насекомые


У всех насекомых тело состоит из трёх частей: головы, груди, брюшка. Главное отличие насекомых – шесть ног.


Что вы видите на голове у бабочки?(усики, глаза, хоботок) С помощью хоботка бабочка пьёт нектар. Что находится на груди у бабочки? (крылья и ноги) Сколько у бабочки крыльев? А сколько ног?


Стрекоза и божья коровка-это тоже насекомые. Найдите у них те же части, что и у бабочки. Посчитайте количество ножек.


Это богомол и кузнечик. Они – насекомые.


Как передвигаются насекомые? Многие из них летают -для этого у них есть крылья. Стрекоза может развить скорость 40 км/час. Некоторые насекомые ходят, прыгают, ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние, в 20 раз превышающее длину его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя ещё дальше.


Как питаются насекомые? Одни едят растения, другие – мельчайшую живность, третьи – и то, и другое. Некоторые питаются кровью.


Челюсти кузнечика, которыми он откусывает кусочки травы, действуют, как кусачки.


Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь.


Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка собирает воду.


Окраска и форма тела многих насекомых зависит от того, где они обитают. Это помогает им прятаться от врагов. Одни благодаря окраске становятся невидимыми. У других окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Третьи выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом.


По количеству видов насекомые –самая богатая группа животных в мире. Размеры насекомых различны. Самый крупный в мире жук обитает в Южной Америке. Это жук-геркулес. Его длина 16 см.


Самый крупный жук в нашей стране -уссурийский дровосек, гигант длиной до 11 см.


Перед вами жук- олень и паук. Сравните их. Чем они отличаются?


Кто же такие насекомые? Как их отличить от других животных? Назовите известных вам насекомых. Паук- это насекомое? Почему?


Тема: Кто такие насекомые.

Цель:

Формировать представления у детей о классе насекомых, их разнообразии и значении для природы; выделить их существенные и отличительные признаки;

Задачи:

развивать логическое мышление (синтез, анализ, классификация, обобщение);

Развивать коммуникативные качества речи;

Оборудование: презентация, картинка с изображением насекомых, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент. Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Проверка домашнего задания. - О чем мы говорили на прошлом уроке? - Кто такие рыбы? - Каких речных рыб вы знаете? - Приведите примеры морских рыб - Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с животными. III. Новый материал. - Наш Муравьишка пригласил мудрую Черепаху в гости к своим друзьям. Давайте отгадаем, кто это?
1. На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)
2. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат (цапля)

3. Над прудом гибкая лоза,

На ней повисла …

(стрекоза)
4. Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком и поделится медком (пчела)

5. Летит, пищит, ножки длинные тащит,
Случай не упустит, сядет и укусит (комар)

6. Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(бабочка)
7. Ростом мал, но работящий и охотник настоящий,
Дом из хвои собирает, лес от гусениц спасает (муравей)

8. Зима ушла за тридевять земель, над лугом загудел лохматый:(шмель)

Кто здесь лишний? (цапля) Почему? (птица) (картинка) - А как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (о насекомых)
III. Сообщение темы. - Как вы уже догадались тема нашего сегодняшнего урока: Кто такие насекомые! - А вот какие задачи мы сегодня будем решать на уроке, давайте прочтем в учебнике на стр.32.
Живут эти животные везде: на воде и под водой; на земле и под землей; в густой траве; и в старом пне.
- А как же узнать нам насекомое? - Посмотрите внимательно и скажите кто изображен на рисунке? - Как вы думаете, кто здесь насекомое? - А что бы убедиться, кто был прав, давайте разберемся, кто же такие насекомые? - Узнать это нам помогут основные признаки, которые есть только у насекомых.
2) Определение признаков насекомых - Ребята, посмотрите внимательно на доску, вам старшеклассники, приготовили материал, который поможет нам выделить основные признаки насекомых. -Давайте назовем, кто здесь нарисован (дети называют и показывают) - Посмотрите, внимательно и скажите, какие одинаковые части есть у всех насекомых.

По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.

1 признак

«6 ног»

У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в «корзиночки» на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания

Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?(наличием ног)

Давайте с вами внимательно посмотрим и посчитаем сколько ног у насекомых. (Считаем совместно с детьми)

Так сколько же ног мы насчитали? (6 ног)

2 признак

Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.

Какие части тела насекомого вы видите? (голова, грудь, брюшко…)

Выставляются таблички.

«голова»

«грудь»

«брюшко»

- в чём же вы видите особенность строения тела насекомых? (тело разделено) Значит, тело насекомого состоит из 3 частей.

3 признак насекомых (наличие усиков)

- Давайте внимательно посмотрим что есть на голове у насекомых, но нет у других животных? (Усики)

Как вы думаете, зачем насекомым нужны усики?

А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).

А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. (Им помогает запах).

Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.

Усики характерный признак многих насекомых, который помогает им питаться (появляется табличка на доске).

Усики- характерный признак многих насекомых

А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)

Посмотрите, у меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как питаются насекомые)

А сейчас давайте проверим ваши предположения и определим какое отношение эти предметы имеют к насекомым.(Рассказ сопровождается показом)

Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки

Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь

Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка

Вот так разнообразно питаются насекомые.

4 признак (наличие двух пар крыльев)

Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других животных?(6 ног, две пары, есть усики, строение тела другое)

Что помогает их передвижению?(крылья)

У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) Сколько их?(пара)

Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)

Появляется табличка «две пары крыльев»

Но у всех ли насекомых есть крылья? Есть и такие, у которых их нет(муравьи, тараканы и другие).

А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые» (голова, грудь, брюшко, 6 ног, усики, 2пары крыльев)

IV . Физминутка «Кузнечики»
Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
1,2 сели,
Травушку поели
Тихо, тихо высоко
Прыгаем на носках легко

V . Работа по теме урока

1) Работа с учебником стр.32 рисунок

Давайте вернемся, к картинке в учебнике и посмотрим, уже зная основные признаки насекомых, кто же здесь насекомое?

Почему другие животные не являются насекомыми

    Работа у доски

Давайте посмотрим, все ли насекомые имеют признаки которые мы с вами выделили? (у нескольких насекомых определяем эти признаки у доски, дети выходят и показывают)

    Индивидуальная работа по карточкам. Игра «Чего не хватает»

Посмотрите внимательно, у вас на столах лежат карточки, на которых нарисовано насекомое.

Кто скажет, как называется это насекомое?

Посмотрите внимательно, у вашего насекомого не хватает какой то части, определите эту часть и карандашом дорисуйте ее. (Выполнение задания)

А сейчас отдайте свою работу соседу и проверьте, как вы справились с заданием. Если необходимо, карандашиком исправьте ошибку соседа.

VI . ФИЗМИНУТКА

Встали, я сейчас проверю кто у нас внимательный, я буду называть животных. Если это насекомое, то вы показываете, что оно делает.

Пчела, муравей, карась, кузнечик, бабочка, воробей, стрекоза, таракан.

Молодцы, вы были очень внимательны, а сейчас тихо садимся.

VII . Работа по теме урока.

1) Работа у доски

А каких вы еще знаете насекомых, которые обитают в нашей области?

Да, мир насекомых в нашей области разнообразен, давайте посмотрим, на картинке на доске и скажем, какие насекомые у нас обитают.

2) Обобщение Итак, мы познакомились с новым классом животных – классом «Насекомые». Тело насекомого покрыто полосками, будто бы насечено. Поэтому они и называются «насекомые», от слова «насечка», «насекать».

Их называют хозяевами планеты Земля. Это самая многочисленная группа живых организмов на Земле. Насекомые живут поодиночке и большими семьями. Насекомые питаются по-разному. Среди них есть любители растений и хищники, кровососущие и поедатели шерсти и ткани.

Насекомые имеют прекрасный слух, зрение и обоняние. Они могут защищаться, кусаться, жалить, прокалывать кожу.

Среди насекомых есть как полезные насекомые, так и вредные.

Назовите вредных насекомых (колорадский жук, комары, муха цеце, бабочка капустница, тля, моль)

Назовите полезных насекомых. (пчела, муравьи, жуки, бабочки).

Что вы знаете об этих насекомых?

Рассказ детей.

Польза:

Пчёлы - основные опылители почти всех цветковых растений. Но они также польза, приносимая пчелами в борьбе с различными вредными насекомыми в полях, фруктовых садах и т. д. Дело в том, что выбирая из цветов весь нектар, которым могли бы питаться и вредные насекомые, пчелы лишают последних возможности существования.

Лидером по истреблению вредных насекомых считается рыжий муравей. Когда они роют подземные ходы, то при этом рыхлят почву, обогащают органическими удобрениями, перемешивая землю и разносят семена.

Божьи коровки и их личинки питаются тлёй. Жуки-навозники и их личинки, поедая навоз, являются своеобразными санитарами.

Польза бабочек и в том, что они являются пищей для птиц. Среди бабочек есть и одомашненные формы. Это дубовый и тутовый шелкопряды. Которые человек использует как сырьем для получения шелка.

Вред .

Колорадский жук нападает на кусты картофеля и томатов, съедая листья . В результате не образуются плоды, и куст погибает.

Некоторые комары переносят такие заболевания, как: малярия, москитная лихорадка, амухи - возбудителей желудочно-кишечных заболеваний.

Моль , а особенно ее гусеницы, являются главным сельскохозяйственным вредителем: она ест яблони и капусту. Но нам больше всего знакома домашняя моль, которая ест ткань и мех.

Но, несмотря на это все насекомые важны.

VI . Рефлексия

Кто же такие насекомые?

Скажите, вам понравился наш сегодняшний урок. Если да, то у наших смайликов нарисуйте улыбку, если, нет, то грустное лицо.

VII . Итог урока

- Похлопаем себе. Какие мы молодцы сегодня. Со всем справились. И на память о нашем уроке вы получаете наклейку с насекомым. - Всем спасибо. Урок окончен.

В головной части находится рот - орган чувств . Есть усики , у некоторых животных есть хоботок . Глаза имеют особое строение: насекомые близоруки, но они отлично видят движение, цвет . На груди расположены конечности, у насекомых 6 лапок . При этом лапки служат не только для передвижения. Одни используют их для собирания пыльцы, другие - для охоты и прыжков, а кто-то - для плавания или ощущает ими звуки. В брюшке находятся внутренние органы . Там есть все для обеспечения жизни организма. Одной из отличительных черт является наличие крыльев . Большинство представителей этого класса могут летать.

За исключением морей, насекомые встречаются практически везде: на болотах, лугах, в лесу, в горах и даже в человеческом жилье. Разнообразие их большое, но они распространены по свету неравномерно.

Ученые разделяют насекомых по способу размножения на 2 группы :

1. когда из яйца появляется личинка, напоминающая уже взрослое насекомое (Рис. 2);

2. личинка превращается в куколку, а потом превращается во взрослую особь (Рис. 3).

.

Рис. 2. Первый способ размножения ()

Рис. 3. Второй способ размножения ()

В природе встречаются растительноядные насекомые . Они питаются растениями, пыльцой и соком растений. К таким насекомым относятся . Это любители маскировки. С трудом можно заметить Палочника среди деревьев и листвы. При угрозе опасности он может легко потерять свою ногу, все равно вырастет новая (рис. 4).

Рис. 4. Палочник ()

Питаются соками растений. Самцы их - самые громкие певцы среди насекомых. Стрекотание напоминает свист паровоза. Бывают цикады очень крупных размеров (рис. 5).

Разнообразие бабочек просто поражает. Крылья их похожи на великолепные цветы. Они опыляют растения, перелетая с одного на другое растение. Нектар добывают хоботком.

К растительноядным насекомым также относятся тля, пчела, жук-листоед.

Встречаются хищные насекомые . Они питаются другими насекомыми и их личинками. Ярким представителем хищников является (рис. 6). Он часами может подстерегать свою добычу, сливаясь с местностью. Затем мгновенно атакует жертву.

Кто же не знает божью коровку ? Оказывается, она тоже хищник, только полезна для человека и внешне симпатична. Уничтожает тлю, паутинных клещей.

А как завораживает нас полет удивительных существ - стрекоз (рис. 7)! Эти вертолетчики развивают довольно-таки приличную скорость, могут отправиться в дальний путь. Любит питаться хищница комарами и другими насекомыми.

Рис. 7. Стрекоза ()

Среди хищников есть жук-плавунец, жужелица.

Следует также рассмотреть всеядных насекомых . Эти животные могут питаться растительностью, а также другими животными и даже их кровью. Например, сверчок (рис. 8) ест листья, но при встрече может съесть своего соперника.

Среди всеядных насекомых есть кровососы . Они питаются кровью человека и животных. Это комары, слепни, мошки.

Другие выбрали в качестве пищи для себя трупы других животных. Они откладывают там яйца. К ним относятся жук-могильщик (рис. 9), жук-трупоед (рис. 10).

Рис. 9. Жук-могильщик ()

Рис. 10. Жук-трупоед ()

Есть даже такие насекомые, которые не гнушаются питаться остатками жизнедеятельности человека и животного. Это жук-навозник (рис. 11) и скарабей.

Рис. 11. Жук-навозник ()

Насекомые, которые живут семьями, называются общественными. Кто из нас не видел хотя бы раз пчелиную семью или муравейник? Эти насекомые живут в своих государствах, там свои порядки и законы. Пчелиная семья - это отлаженный механизм, где у каждой особи есть свои обязанности. Есть главная матка, трутни, рабочие пчелы. Каждый член семьи знает свое место.

Муравьи - самые известные общественные насекомые. Муравейники - это целые города, в которых устроено настоящее хозяйство. Там есть самка, самцы, рабочие муравьи, а также солдаты. Некоторые виды муравьев держат в своих жилищах тлей как дойных коров.

Термиты тоже общественные насекомые. Уклад жизни у них схожий. Этих насекомых даже путают с муравьями, хотя предки их - тараканы.

Общественными насекомыми считаются шмели, осы.

Есть среди насекомых и те, которые приносят пользу . Человек давно разводит тутового шелкопряда , он производит шелковые нити (рис. 12).

Рис. 12. Тутовый шелкопряд ()

Также человек занимается разведением домашних пчел для сбора меда.

Лаковый червец может производить натуральную смолу и краску.

Есть среди насекомых опылители растений, которые способствуют размножению растений, а значит, и хорошему урожаю.

Некоторые насекомые приносят пользу тем, что уничтожают садовых и огородных вредителей. Это жук-пожарник (рис. 13), муха-журчалка (рис. 14), златоглазка (рис. 15).

Рис. 13. Жук-пожарник ()

Рис. 14. Муха-журчалка ()

Рис. 15. Златоглазка ()

Есть насекомые, которые участвуют в образованиипочвы. Они рыхлят землю, помогая ей насытиться кислородом.

Насекомые-санитары перерабатывают останки животных, растений.

Многие из насекомых являются пищей для других животных.

В мире насекомых есть откровенные вредители. К ним относится моль . Ее личинки поедают шерсть, а значит, портят вещи (рис. 16).

Очень многие насекомые повреждают, уничтожают посевы урожая. Это саранча (рис. 17), колорадский жук (рис. 18), листовертка (рис. 19). Справиться с их нашествием довольно таки трудно.

Рис. 18. Колорадский жук ()

Рис. 19. Листовертка ()

Разрушают строения, портят мебель жук-точильщик (рис. 20), жук-усач (рис. 21).

Рис. 20. Жук-точильщик ()

Рис. 21. Жук-усач ()

интересные факты из их жизни.

Например, одним из самых маленьких насекомых является североамериканская перокрылка . У этого жучка длина тела не достигает даже 1 мм.

Самым длинным является тропический палочник . Может иметь тело до 36 см.

Некоторые ночные бабочки имеют размах крыльев 32 см. Они тоже рекордсменки.

Или морская водомерка, является едва ли не единственным известным в настоящее время насекомым, обитающим в море (рис. 27).

Рис. 27. Водяной клоп ()

Самый большой жук на планете - жук-титан из Южной Америки (рис. 28). Он может достигать размеров хомяка. Длина тела бывает до 22 см.

Рис. 28. Жук-титан ()

Крошечные жалящие насекомые мокрицы машут крыльями с невероятной скоростью 62 760 раз в минуту.

Стрекозы - самые быстролетающие насекомые. Скорость их передвижения может достигать 50 км/ч.

На юге США существует семнадцатилетняя цикада . Личинки ее зарываются в почву, там живут, растут. И только спустя 17 или 13 лет появляются на свет.

Вам известно, что муравьи никогда не спят? А бабочки пробуют вкус пищи при помощи задних лапок. У сверчков уши расположены на передних ногах.

Самка таракана за год способна отложить более 2 миллионов яиц. Кроме того, таракан может 9 дней жить без головы.

Список интересных фактов из жизни животных можно продолжать и дальше.

Следующий урок поможет получить представление о теме «Рыбы. Признаки рыб». На нем мы рассмотрим животных, для которых водная стихия является родным домом. Узнаем особенности их строения, мест обитания и отличительные признаки рыб.

Список литературы

  1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.
  3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.
  1. Mir-nasekomyh.ru ().
  2. Maaam.ru ().
  3. Micromirok.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте насекомых. Назовите представителей.
  2. Расскажите о строении насекомых.
  3. Какие интересные факты вам известны о насекомых?
  4. * Подготовьте доклад на тему: Какое животное самое прожорливое? Волк, коза, стрекоза. Докажите.

Урок по теме: « Кто такие насекомые?»

Предмет: окружающий мир

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: научить отличать насекомых от других животных.

Задачи: познакомить с представителями класса «Насекомые», показать их многообразие и красоту; выявить важнейший признак насекомых.

Планируемые результаты: учащиеся насекомых от других животных по основному признаку; познакомятся с жизнью некоторых насекомых, изучат части тела насекомого.

Оборудование: интерактивная доска,презентация к уроку, музыка природы, видеоматериал; у учащихся - цветные карандаши(у подготовленных детей доклады о насекомых с презентациями).

Программа «Школа России»: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс. Москва, «Просвещение», 2011 г.

Информационное обеспечение: аудио, видео, ИКТ, электронная библиотека Кирилл и Мефодий

Ход урока

I. Организационный момент. Личностные УУД

II. Актуализация знаний. Познавательные УУД

- Муравьишка спешит с вами встретиться. У него уже готова загадка. Отгадайте ее.

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

О каком зеленом друге говорится в загадке? (О лесе.)

О каких ладошках здесь говорится? (О листьях.)

III. Самоопределение к деятельности (слайд 1).

Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето(звук живой природы). Светит яркое солнце. И мы с вами ока­зались на зеленой лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Но кто же они? Догадайтесь! (Ответы детей.)

В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчел носится возле цветущих трав! Пахнет медом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики.

Теперь снова сели красиво. Кто может назвать друзей Муравьишке Вопросика? (Пчелы, бабочки, шмели, жуки, куз­ нечики, стрекозы.) (изображения насекомых меняются на слайдах).

    Как назвать их всех одним словом? (Насекомые.)

    О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)

    Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)

    Почему всех их называют насекомыми?(Выступление заранее подготовленного ученика с докладом «Насекомые, почему они так называются?»)

IV . Работа по теме урока. Коммуникативные УУД.

    Рассмотрите рисунок на с. 32. Назовите насекомое. (Кузнечик).

    Отгадайте загадку. О ком из насекомых в ней говорится?

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка.)

Давайте рассмотрим бабочку (слайд 3). Выступление подготовленного ученика.

(Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар.На груди у бабочки крылья и ноги.)

    Сколько крыльев у бабочки? (Четыре.)

    Сколько мы видим? (Два.)

    Почему? (Ответы детей.)

    Сколько ног у бабочки? (Шесть.)

    Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка. (слайд 4, просмотр видеозаписи «Стрекоза»).

(Учащиеся рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у ни те же части тела.У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него - челюсти, потому что эти насекомые питаются друга пищей.)

    Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки (Их по шесть.)

    Сделайте вывод: каких животных можно назвать насекомыми? (У которых шесть ног.)

V. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI . Продолжение работы по теме урока. Познавательные УУД

1. Игра «Узнай насекомое»

Муравьишка загадывает загадки о своих братьях-насекомых. Попробуйте их узнать.

Не зверь, не птица,

Нос, как спица,

Летит - пищит;

Сядет - молчит.

Кто его убьет -

Свою кровь прольет. (Комар.)(Выступление учащегося)

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится? (Муха.)

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка -

Зеленая спинка. (Кузнечик.)

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот,

Как пчела.

Вот только меду не дает,

Как пчела. (Оса.)

Необычный я усатик.

Я отважный клоп - ... (солдатик).

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук.)

2. Работа по учебнику (работа в парах)

Рассмотрите вместе с соседом по парте рисунки на с. 33.Назовите друг другу насекомых, которых вы узнали.

Приведите примеры других насекомых

Придумайте и расскажите друг другу сказочные истории по данным в учебнике рисункам.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 22).

    Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы узнали?

    Выполните задание.

    Какой цвет нужно выбрать для кузнечика? (Зеленый.)

    А для шмеля? (Желтый, коричневый, черный.)

- Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?
Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он вынужден прятаться. А шмель имеет жало, поэтому он не боится врагов. Своей пестрой окраской он старается предупредить о том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может пустить в ход жало.

2 (с. 22-23).

    Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы видите? (Жуков)

    Сколько ногу жуков? (Шесть.)

    Сколько больших жуков на этой странице? (Шесть.) Жуки на цветных рисунках увеличены, их настоящие размеры показаны рядом.

Выполните задание.

(Проверка.)

VII . Рефлексия. Личностные УУД

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 33, в рамке)

(Учащиеся, которые оценивают свою работу на уроке положительно поднимает руки)

VIII . Подведение итогов урока

Расскажите Мудрой Черепахе, что главное вы запомнили сегодня на уроке. (Насекомые - это животные, у которых шесть ног.)(слайд5)

Все ли учебные задачи мы выполнили? (Да.)

Достигнутые результаты: учащиеся научились называть основной признак насекомых (шесть ног); познакомились с жизнью некоторых насекомых, научились называть части тела насекомого.

Список литературы:

    А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 кл.1ч., 2011 г.

Интернет ресурсы

    http://www.google.com/imgres?imgurl=http://nasekomiy-mir.ru/kihi/stroenienasekomih/foto

    Конспект урока в 1 классе по окружающему миру по теме «Кто такие насекомые»

    Паулаускис Надежда Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 им. А. С. Пушкина, г. Трубчевск
    Описание материала : Предлагаю вам конспект урока для учащихся 1 класса по теме «Кто такие насекомые». Данный материал будет полезен учителям начальных классов, которые работают по УМК «Школа России».

    Тема урока: Кто такие насекомые

    Оборудование:
    А.А.Плешаков.Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 ч. А.А.Плешаков.Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1. А.А.Плешаков. Атлас – определитель « От земли до неба». Фонограмма «Звуки луга», предметные картинки: берёза, жук, белка, подсолнух, бабочка, рыба. Карточки с названиями «Животные», "Растения»,«смайлики» для каждого ребёнка.

    Планируемые результаты:

    Предметные:
    научатся сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
    Метапредметные:
    регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
    познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, клас-сификации по признакам;
    коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
    Личностные:
    формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

    Ход урока:

    I. Организационный момент

    Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой
    Прозвенел звонок весёлый,
    Мы начать урок готовы.
    Будем слушать, рассуждать.
    И друг другу помогать.

    II. Актуализация знаний

    Учитель создает эмоциональный настрой с помощью фонограммы, обеспечивает первичное восприятие и осмысление новой темы с помощью загадок, прикрепляет на доске рисунок с изображением насекомого.
    (звучит фонограмма «Звуки луга»)
    Учитель: - Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья
    -Но кто, же они? Чтобы это узнать, разгадаем загадки
    1. На лугу живёт скрипач,
    Носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)
    2. Шевелились у цветка
    Все четыре лепестка
    Я сорвать его хотел –
    Он вспорхнул и улетел (бабочка)
    3. Я поменьше, чем пчела,
    А зовут меня … (оса)
    4. Летит – гудит,
    Сядет – молчит (шмель)
    5. Летит, пищит,
    Ножки длинные тащит,
    Случай не упустит:
    Сядет и укусит (комар)
    6. Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик (стрекоза)
    7. Целый день летает,
    Всем надоедает;
    Ночь настанет,
    Тогда перестанет (муха)

    III. Постановка учебной задачи

    Учитель: - Кто может теперь назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Ответы детей: пчёлы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)
    Учитель: - В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчёл носится возле цветущих трав. Пахнет мёдом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки. А в траве стрекочут кузнечики. Посмотрите внимательно на эти иллюстрации и скажите одним словом, кто это?
    - Ребята, вы догадались о ком мы будем сегодня говорить на уроке? (Ответы детей.)
    Учитель: - Но сегодня у нас не просто урок, а научное заседание. Все вы маленькие учёные, и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий.

    IV. Открытие новых знаний

    Учитель включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, в работу с информацией, представленной в форме рисунка, и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
    Учитель: - Посмотрите на доску. (На доске прикреплены картинки с изображением берёзы, жука, белки, подсолнуха, бабочки, рыбы.) К сожалению, кто-то перепутал все картинки. Давайте вместе разберёмся, где животные, а где растения. (Дети распределяют картинки на 2 группы).
    Учитель: - Жук и бабочка – это кто? Куда вы их отнесли? Какое же первое открытие мы с вами сделали? (Ответы детей: насекомые тоже животные.)
    Учитель организовывает практическую исследовательскую работу по изучению отличительных особенностей насекомых.
    Учитель: - Сейчас мы займёмся исследовательской работой.
    Работа с иллюстрациями учебника.
    Учитель задаёт вопросы.
    - Сколько ног у насекомых?
    - Какие части тела вы увидели?
    - Посмотрите, что есть на голове у насекомого?
    - Усики, глаза – это органы чувств насекомых.
    - Посмотрите, что крепится к груди?
    - Ноги, крылья – это органы передвижения.
    - Ещё одна часть насекомых – брюшко. В нём находятся внутренние органы.
    - Какое второе открытие мы с вами совершили?
    (Ответы детей: у насекомых шесть ног, есть голова, грудь, брюшко, крылья.)
    Учитель: - Внимательно рассмотрите брюшко насекомых. Что вы заметили на нём? (Ответы детей: на нём есть полоски)
    Учитель: - Это насечки. Кто догадался, почему этих животных назвали насекомые? Вот мы с вами сделали третье открытие.
    Учитель: - Послушайте стихотворение и скажите, какую работу выполняют насекомые в природе.
    Подготовленный учащийся читает стихотворение
    Цветок всю ночь готовит мёд,
    Пчелу-сластёну в гости ждёт.
    Бери, мол, но как другу
    Мне окажи услугу:
    Пыльцу мучную
    Перенеси соседу…
    Пчела несёт её, и вот
    Цветок увял, но зреет плод.
    (Четвёртое открытие: насекомые в природе выполняют важную работу-опыление растений)
    Учитель: - Какие из насекомых опасны для человека? (Ответы детей: мухи, комары.)
    Учитель: - Хорошо бы стало, если бы мухи и комары исчезли совсем! У нас было бы меньше хлопот! Верно ли это? (Ответы детей: нет. Мухи и комары – это корм для птиц, значит, с исчезновением этих насекомых исчезнут и некоторые виды птиц.)
    Учитель:- Какой сделаем вывод. (Ответы детей: в природе нет ничего лишне-го.)
    Учитель: - В природе всё важно. Все её компоненты существуют во взаимосвязи. Исчезновение одного из них незамедлительно ведёт к исчезновению зависимого от него другого компонента.

    V. Работа по учебнику

    Учитель: - Рассмотрите рисунок в учебнике и скажите, кто лишний на рисунке? (Ответы детей: паук.) Почему? (Ответы детей: у него восемь ног.)
    Учитель: - Какой сделаем вывод. (Ответы детей: значит, паук не насекомое.)

    VI. Физкультминутка "Самолёт"

    Учитель: - Мы совершили много открытий, а теперь пришло время отдохнуть.
    Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)
    Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)
    Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево, вправо.)
    Делай "раз", делай "два". (Повороты влево, вправо.)
    Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
    Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
    Друг на друга посмотрите. (Повороты влево, вправо.)
    Раз и два, раз и два! (Приседания.)
    Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
    И на место все садись! (Сели на места.)

    VII. Первичное закрепление

    1. Работа по учебнику
    Учитель: - Сколько туфелек принёс Муравьишка Бабочке? Почему?
    Учитель поясняет задание, осуществляет контроль.
    Учитель: - Кто знает, как называется это насекомое? (учитель показывает бо-гомола). Где мы можем это узнать? Точно узнать название этого насекомого нам поможет атлас-определитель «От земли до неба». Найдите это насекомое в атласе – определителе. Прочитайте. Что можете о нём рассказать? Почему это насекомое? Докажите.

    VIII. Самостоятельная работа

    Учитель формулирует задание, создаёт эмоциональный настрой, осуществля-ет индивидуальный контроль за выполнением задания.
    Учащиеся выполняют задание 2 в рабочей тетради.

    IX. Включение в систему знаний

    Учитель формулирует задание, создаёт эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль.
    Учащиеся выполняют творческое задание в учебнике (придумывают сказочные истории по рисункам).

    X. Рефлексия. Итог урока

    Учитель проводит беседу
    - Какие открытия на уроке вы сделали?
    - Как нужно относиться к насекомым?
    - Понравилось ли вам быть учёными и делать открытия для себя и других?
    - Знаете ли вы, что есть наука, которая изучает жизнь насекомых? Она называется энтомология.
    - Когда вы вырастите большими, вы можете стать настоящими учёными-энтомологами.
    - Ну, а сейчас оцените свою работу. У вас на столе лежат смайлики.
    - Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались – поднимите зелёный смайлик.
    - Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – поднимите жёлтый смайлик.
    - Если не разобрались в теме, было не очень интересно – поднимите красный смайлик.