Второй и третий шаги. Третий шаг анонимных алкоголиков

Сегодня мы продолжим с вами размышлять о содержании и сути двенадцати шагов, о которых я начал размышлять с вами в прошлом году. Напомню, что мы прошли первые два шага (кто не читал их, можете скачать предыдущие рассылки на моем сайте). Итак, третий шаг.

Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали. Давайте вспомним, что в первом Шаге мы выясняли, сможем ли мы реально решить нашу проблему самостоятельно, без посторонней помощи? Любую проблему - зависимости от алкоголя или наркотиков, от мнения окружающих людей, проблему одиночества и неумения найти себе парня или девушку, проблему алкоголизма близкого человека, проблему переедания и т.д. Вот самостоятельно могу ли я решить эту свою проблему без помощи извне или нет? Если я думаю, что смогу, что это очень легко и просто для меня, то почему я еще до сих пор не смог сделать этого? Например, легко ли бросить курить, если вы курите? Да? Тогда почему вы еще не бросили? Вот задайте себе такие вопросы - сможете ли вы сами решить свою зависимость? И если она вам уже надоела и вы не знаете, что делать дальше, то вот тогда вы признаете, что вы сами бессильны перед этой проблемой, вы не можете ничего с ней поделать. И что все ваши попытки что-то изменить в своей жизни либо приводили к коротким передышкам в борьбе с зависимостью, либо вообще никак не помогли вам. И даже больше того, вы вдруг понимаете, что ваша зависимость (или созависимость) незаметно завладела вашей жизнью и изменила ее не в лучшую сторону. Например, вы думали что нет ничего страшного в том, что вы принимаете наркотики - это классно, приятно, приносит удовольствие и радость в жизни. И вдруг в один прекрасный момент понимаешь, что жизнь так сильно изменилась - нормальных друзей уже не осталось, девушка ушла к другому, дома постоянные скандалы и ругань, и такое впечатление, что тебя вообще никто не понимает и не любит на этой земле, что ты отброс никому не нужный. И вот такие выводы может сделать человек с любой проблемой или зависимостью. И постепенно понимаешь, что все это сделала с тобой твою болезнь (зависимость или созависимость), и чем дальше, тем жизнь становится все тяжелее и сложнее. И есть попытки читать психологическую литературу, применять всякие аутотренинги, но вот не меняется ничего в жизни, и жизнь на самом деле становится все более неуправляемой. И тогда можно переходить ко второму шагу - признать, что где-то есть помощь, есть люди, которые имеют те же проблемы, что и я, но они реально решают их и выздоравливают от этих проблем, их жизнь постепенно меняется к лучшему. И вот я прошу у этих людей помощи, мудрости и поддержки. И я начинаю ходить на группы самопомощи, потихоньку откровенничать и делиться с этими людьми своими проблемами, своей глубоко запрятанной болью и обидой, и вот когда я обращаюсь за этой помощью, то вроде бы как и легче постепенно становится. Вот постепенно, не сразу, но легчает. И второй шаг выполняется также и письменно, там прописывается, что у меня на самом деле нет здравомыслия в жизни или очень мало его. И я ищу для себя этот образ помощи, эту силу, которая мудрее и могущественнее меня и прошу ее помочь мне решить мои проблемы, изменить мою жизнь, улучшить ее.

И вот тут начинается третий шаг. В нем я только принимаю решение, что я хочу перепоручить свою жизнь и волю Богу. И вот здесь, я думаю, может возникнуть напряжение у вас, да? Типа, опять он призывает нас в церковь, хочет затащить в секту и т.д. Но на самом деле вы не правы, т.к. там в конце шага есть такая дописка интересная - как я его понимаю. То есть вам дана возможность самим сформировать для себя тот образ Бога, в которого вы хотели бы верить. Если вы думаете, что Бог жестокий и злой, или Ему просто нет дела до того, как мы тут живем, то вот отталкивайтесь от этого. В этом шаге вы можете сесть дома за столом, положить перед собой листок бумаги и написать на нем сначала - каким бы вы не хотели видеть Бога, чего в нем быть не должно ни в коем случае. Вот напишите все, что пришло в голову - не хочу, чтобы Он был жестоким, безразличным, лицемерным, чтобы Его любовь надо было зарабатывать чем-то (например, ходить для этого в церковь) и т.д. Вот напишите все, что вы об этом думаете. А потом в другом списке напишите, каким, по вашему, Он должен быть, какие черты характера в нем будут присутствовать обязательно. Например, я думаю, что у Него в первую очередь должна быть безусловная любовь, т.е. Он будет любить меня всегда, независимо от того, делаю я хорошие вещи или я сейчас в срыве и занимаюсь мастурбацией или чем-то еще. Вот всегда Он меня любит, независимо ни от чего. И так каждый из вас может написать свой список того, какие черты характера вы у Него хотите видеть. И при этом не важно на самом деле, как Его зовут - вы можете сами это тоже придумать. Но вот безусловная любовь Его к вам должна быть обязательно в вашем списке, и желание вам добра и изменения вашей жизни к лучшему. Если этого не будет, тогда ничего не получится, не будет выздоровления. Ведь как же можно строить отношения с тем, кто вас не любит и не желает вам добра? Кстати, если хотите, можете присылать свои списки мне, я их обязательно прочитаю и опубликую, если хотите. А я могу вам потом показать мой список, какой я написал.

Но это только начало Третьего Шага. Еще очень важно (желательно на группе) проработать все ваши обиды и недовольства тем Богом, о котором вы думали раньше. Вот ведь вы столько лет страдали в вашей жизни, мучались от боли и обид, не могли понять, почему столько бед свалилось на вашу жизнь. Почему именно вы так много страдали? Почему вас так конкретно кинули и обманули? За что вам все это? Вот попробуйте ответить на эти вопросы тоже. И на кого-то же вы за это обижены, да? На судьбу, на Бога, на провидение? Вот пропишите все это и проговорите на группе или с человеком, которого вы уважаете и любите, которому вы доверяете. Например, когда я делал свой третий шаг, то я (с помощью консультанта) понял, что я просто ненавижу Бога, в Которого я верил. Ненавидел за то, что Он так серьезно кидал и издевался надо мной. Я так долго просил Его, чтобы Он избавил меня от моего сексоголизма, изменил мой характер, дал мне девушку и помог, чтобы я стал более добрым, щедрым, уверенным в себе и дающим людям любовь, тепло и понимание. И я просил Его об этом постоянно и делал все, что я мог сделать. Я ходил в церковь, нес там много служений, читал литературу по психологии и христианские книги, постился и просил молиться за меня других людей. Но шли годы (5 лет прошло), и ничего совершенно не менялось в моей жизни. И вот когда я понял это и проговорил на группе, то я потом целый день реально ходил и ревел, мне было очень тяжело и больно принять это, свыкнуться с этой мыслью. И я честно сказал Богу в присутствии членов моей группы, что я Тебя ненавижу, но хочу разобраться в этом. Вот это был первый в моей жизни, наверное, поступок такой честности и открытости перед Ним. И с этого началось мое выздоровление. Я понимаю теперь, что очень важно быть честным перед Богом, как вы его понимаете, говорить все начистоту. И лучше это делать в присутствии других людей, которые смогу понять и принять вас.

И еще - в третьем шаге можно начать искать, что в вас есть духовного? Вот какую музыку вы любите, от чего душа ваша отдыхает и расслабляется, какой у вас любимый цвет, как вы представляете себе такие понятия, как любовь, нежность, тепло, доброта. И как бы вы хотели любить других людей и чтобы любили вас? Вот это те вопросы, которые можно причислить к сфере духовности. И когда вы на группе начинаете говорить об этих вещах, то оказывается, что не такой уж вы и плохой человек, еще не последняя скотина, кроме того негатива, который вы накопали в себе в первом и втором шаге, в вас есть еще и что-то хорошее, доброе что-то. И вот значит есть в вас та основа добра и духовности, от которой вы будете отталкиваться.

И вот тут наступает решение отдать свою жизнь, свою волю вот этому Богу, в которого вы хотите верить и с которым строить сво отношения. Ведь если Он любящий, добрый, хочет изменить вашу жизнь к лучшему, то может быть, стоит Ему это позволить сделать? Просто попробовать довериться Ему, пусть Он вам поможет? Вот просто попробовать? Начать ходить на группу, проговаривать свои проблемы и болячки, строить свои отношения дружбы и доверия с выздоравливающими людьми, просить их о помощи и поддержке в вашей жизни. Вообще, некоторые выздоравливающие люди считают, что Бог в их жизни пока - это мудрость той группы, на которую они ходят. Вот это и есть для них Бог, как они Его понимают. Я бы хотел, чтобы это был в вшей жизни Иисус Христос, но в принципе, вы сами вправе решать, каким будет ваш Бог и как вы будете с ним строить отношения. Но вот все же важно ходить на группы (реальные или виртуальные, есть такие в Интернете), и открывать перед другими людьми свои проблемы и болячки. Кстати, это тоже часть третьего шага. Вот пока я держу свою проблему внутри себя, пока я мучаюсь с ней и ношу ее при себе, она так останется моей проблемой, никуда не уйдет от меня. Я думаю, что вы и сами в этом уже убедились. Поэтому для решения проблемы важно отдать ее, отпустить от себя. А как это сделать? Вот найти в себе смелость, решиться и проговорить эту проблему на группе, рассказать ее другим людям. И потом ждать ответа от Бога. Я не знаю, каким образом к вам придет ответ и как скоро, но я точно знаю, что он обязательно придет, если вы делаете это искренно. Я это сам на своем опыте испытал много раз. Я проговаривал проблемы на группе, и потом или просто у меня появлялись мир и душевный покой, или приходило решение от моих друзей, или просто в высказываниях членов группы я слышал ответ и решение моей проблемы. По разному было. Некоторые мои проблемы еще не решены пока, но я верю, что у Бога для меня свои планы и Он все предусмотрел в своем плане.

И напоследок я хочу рассказать о том, что появляется в жизни человека в результате выполнения третьего шага. Он получает в свей жизни и характере две вещи - смирение и доверие. Вот происходит что-то негативное и неприятное в твоей жизни, и вместо обиды и недовольства, что все происходит не по твоим планам, появляется смирение, принятие всего. И вот смирение - это понимание, что вот Богу лучше знать, что будет происходить в твоей жизни, Он же мудрее меня и Он любящий. И появляется доверие, смирение начинает расти. И жизнь постепенно начинает меняться к лучшему (правда, медленно пока и со срывами, но все же меняется постепенно). И на этом я сегодня закончу размышления, а в следующий раз перейдем дальше, к четвертому шагу.

Признаю себя созависимым и нуждающимся в поддержке Высшей Силы для выздоровления
- позволяю Высшей Силе управлять моей жизнью

Спокойно принимаю свои чувства и не подавляю их

Прошу Высшую Силу о поддержке, ощущая, что иду по пути выздоровления не в одиночку

Звоню спонсору или другим членам CoDa

Возвращаюсь к первому шагу (признаю бессилие), ко второму шагу (прихожу к вере в Высшую Силу), перехожу к третьему шагу (прихожу к осознанию того, что являюсь частью Божьего замысла - таким, каким меня видит Бог, а не кто-либо иной)
- практикую молитву о душевном покое либо другую молитву или медитацию для настроя на работу по программе

Напоминаю себе о ситуациях, когда я отпускал контроль, и все получалось наилучшим образом

Напоминаю себе о том, что не всегда воля Бога может быть мне понятна

Повторяю себе: я допускаю возможность изменений в моей жизни

Задаю себе вопрос: готов ли я отпустить контроль и довериться Богу?

Прихожу к пониманию (снова и снова), что у нас нет и не должно быть ответов на все вопросы

Начинаю осознавать, что могу передавать свои заботы во власть Высшей Силы

Наблюдаю, как идут к выздоровлению другие, вижу перемены, происходящие с ними в результате работы Третьего Шага, и преисполняюсь намерением идти дальше

Отдаю себе отчет в том, что прежние чувства и модели поведения могут запускаться тем, что происходит со мной и сейчас, и прошу о знании воли Бога для меня

Напоминаю себе о том, что «все случается не так, как запланировано, а гораздо лучше»


Приняли решение передать нашу волю и нашу жизнь под защиту Высшей Силы, как мы понимали ее

Шаг Третий

Следующие вопросы помогут Вам проработать третий шаг:

1. Как я понимаю слова «приняли решение»?

2. Каким образом я ловлю себя на том, что необходимо отпустить контроль? И как я это делаю?

3. Что означают слова «как мы понимали Бога»?

4. Готов ли я отпустить контроль и доверить управление моей жизнью Высшей Силе?

5. Что означают слова «защита Высшей Силы»?

6. Как я понимаю слово «передать»?

7. Вижу ли я необходимость не заботиться о результатах? Каким образом это помогает мне работать по Третьему Шагу?

8. Каким образом я могу узнавать волю Высшей Силы для меня? Как Высшая Сила проявляет себя?

9. Как я понимаю слова «мою волю и мою жизнь»?

10. Если я не доверяю себе, то как я могу доверять Высшей Силе? Как я учусь доверять?


Единственным условием для членства в CoDa является стремление к здоровым, наполненным любовью отношениям

Традиция третья

Программа анонимных созависимых открыта для всех, у кого есть стремление к здоровым, наполненным любовью отношениям. Постольку поскольку это понятие довольно абстрактное, третья традиция дает каждому из нас чувство принадлежности. Она позволяет не оценивать, кому следует или не следует посещать собрания сообщества. Мы не можем увидеть, прощупать или как-то иначе определить, действительно ли у кого-то есть желание, о котором говорит эта традиция. Не имеет значения то, как мы выглядим или во что мы верим, какого мы возраста, цвета кожи, вероисповедания, каков наш социальный статус. Многие из нас находили множество причин, чтобы отказать себе в чувстве принадлежности. Отслеживание различий между нами часто рождало в нас страх оказаться за бортом. Эта традиция помогает нам в принятии факта, что выздоровления достоин каждый из нас.



Многим из нас эта традиция дала ощущение облегчения, когда мы услышали ее на своем первом собрании сообщества. Мы свободны в решении посещать собрания, нет необходимости заслуживать членство в CoDa. Третья традиция освобождает нас от немедленной проработки программных шагов и от поспешной самоидентификации – до того, как мы придем к работе по программе. Даже если нам кажется, что созависимость – наша вина, даже если мы пребываем в отрицании, мы все равно можем приходить на собрания.

Мы можем проникнуться особой теплотой при работе с другими членами сообщества в рамках этой традиции. Мы можем начать применять ее и в повседневной жизни, в общении с другими и с собой. «У меня есть стремление к здоровым, наполненным любовью отношениям» может стать нашей позитивной установкой. Несмотря на конкретность Третьего шага и Третьей традиции, воплощение их в реальность может оказаться не таким простым для нас. Нам есть что возразить этой традиции. Мы можем воинствующе продолжать бороться за себя и контролировать других. Будучи созависимыми, мы видим в здоровых взаимоотношениях новую модель поведения. По мере того, как мы идем к выздоровлению, мы можем начать сопротивляться собственным представлениям о том, что есть «здоровые отношения».



Созависимость может быть изысканной и изощренной в проявлениях болезнью. Чтобы прийти к здоровым, наполненным любовью взаимоотношениям, нам надо твердо решить, что это именно то, к чему мы стремимся. Это стремление помогает нам ослаблять сильное желание защищаться в любых обстоятельствах. Третье обещание программы утверждает «Я познаю новую свободу». И мы начинаем ощущать эту свободу, когда принимаем решение идти к здоровым, наполненным любовью взаимоотношениям.

До начала пути выздоровления мы жили в соответствии с чужими представлениями о взаимоотношениях. Ставя свое стремление к здоровым взаимоотношениям на первое место, мы учимся жить по-новому. Наполненные любовью взаимоотношения предполагают честность, открытость, взаимное желание, принятие, заботу - как для себя, так и для партнера. Мы учимся избавляться от необходимости наполнения извне, постепенно развивая внутреннее самонаполнение до того, как придем к взаимоотношениям с кем-то. Мы ставим верность себе нашим главным приоритетом.

По мере того, как мы практикуем служение, мы не забываем об установлении здоровых конструктивных границ. Продолжая работать по третьей традиции, мы преисполнены идеей здоровых взаимоотношений. Если мы продолжаем бороться с кем-то или чем-то, то напоминаем себе о трезвости и о том, что идем к выздоровлению. Несмотря на то, что мы не всегда довольны тем, что происходит вокруг, мы можем отпустить ситуацию и увидеть лучшее в окружающих. Мы можем возвращаться к работе по программе без завышенных ожиданий. Мы можем ослаблять свое желание манипулировать другими. Мы можем говорить правду, с уважением относясь к правде других.

Следующие вопросы помогут Вам проработать третью традицию:

1. Что означает «здоровые, наполненные любовью взаимоотношения»?

2. Чего мне будут стоить здоровые, наполненные любовью взаимоотношения?

3. Как я определю, что отношения здоровые? Откуда я могу позаимствовать примеры?

4. Какие инструменты помогут мне не забывать об этой традиции?

5. Каким образом я применяю эту традицию в повседневной жизни?

6. Каким образом эта традиция помогает мне в служении в сообществе?

7. Что нового дает мне эта традиция по сравнению с тем, что я имею сейчас?

8. Как я понимаю слово «стремление»?

9. Есть ли у меня стремление к здоровым, наполненным любовью взаимоотношениям?

10. Какие из моих потребностей могут быть сильнее стремления к здоровым, наполненным любовью взаимоотношениям (например контроль, уступчивость, забота и т.п.)

11. Что может помешать мне освобождаться от деструктивных потребностей?


Провели тщательное и бесстрашное моральное исследование самих себя
Шаг четвертый

Первые три шага создали прочную основу для работы над Четвертым шагом. С первым шагом мы признали, что бессильны перед другими. Со вторым – пришли к вере в силу выше нашей собственной. И с третьим – приняли решение передать нашу волю и нашу жизнь в руки Высшей Силы, как мы понимаем ее. Это – духовная основа для работы над Четвертым шагом. Мы также готовились через общение со спонсором, медитацию и молитвы.

Начиная работу над Четвертым шагом нам важно ответить себе на несколько вопросов:
- Каким образом работа над первыми тремя шагами поможет мне в работе над Четвертым шагом?
- Что для меня означает «бесстрашие» в контексте Четвертого шага?
- Что для меня означает «моральное исследование» в контексте Четвертого шага?
- Что поможет мне провести моральное исследование?
- Какие из предложенных далее рабочих таблиц я буду использовать для работы над этим шагом?

Четвертый шаг предполагает проведение тщательного и бесстрашного морального исследования. Именно в этом шаге мы начинаем осознавать свою роль и свой вклад в нашу жизнь и в наши отношения. Исследование направлено также и на анализ наших деструктивных качеств и проявлений. Однако же этот шаг не подразумевает чрезмерную критику и самобичевание, работа с этим шагом – приглашение к знакомству с правдой. Более того, процесс исследования себя – ярчайший акт любви, который мы можем подарить сами себе. Тем не менее, понимание того, насколько деструктивными бывают наши проявления, может быть очень болезненным. Однако куда более болезненным было бы оставлять этот нарыв внутри.

По мере работы с Четвертым шагом, мы перестаем беспокоиться о работе с дальнейшими шагами, продвигаясь вперед в комфортном для нас темпе. Мы отпускаем страх оценки – этот шаг учит нас честности с самими собой. Для некоторых из нас стыд – за жизнь, за обращение других с нами, за веру в обманы с самого детства – стал капканом порочного круга. Однако же если мы не изменим представления о себе, нам не удастся изменить привычные модели поведения. Четвертый шаг удивительным образом дает нам возможность избавления от стыда через осознание его. Мы начинаем видеть, что мы лишь совершали ошибки, сами ошибками не являясь.

Работая с Четвертым шагом, созависимые могут обнаруживать схожие дефекты и проявления. Один из наиболее ярких примеров модели контроля – стремление быть всегда правым. Нас учили тому, что быть правым означает быть сильным и пребывать в безопасности, держа ситуацию под контролем. Нас может пугать одна лишь мысль о том, что можно отпустить необходимость быть правым, но это всего лишь одна из привычных с детства моделей поведения, которая больше не работает.

Навязчивые мысли и беспокойства также наши давние спутники. Из высказываний созависимых: «Если бы я смог предотвратить все то, что может пойти не так, тогда бы я был готов к бесстрашной жизни. Однако же реальность никак не зависит от того, как сильно я беспокоюсь, и все происходит независимо от моих планов».

Еще одной схожей чертой многие созависимые отмечают непрерывное оценивание других, а также себя в сравнении с другими – в чем-то мы явно недотягиваем, а в чем-то наоборот переборщили. Оценивая, критикуя, сравнивая, мы верим в то, что сможем защитить себя от уязвимости.

Перечисляя все наши проявления созависимости, мы начинаем проживать чувства, которые приходят с ними. Мы открываем для себя способность быть в гармонии с чувствами, включая боль. Это очень сильный шаг, через который мы приходим к более тесному взаимодействию с Высшей Силой, спонсором, другими выздоравливающими созависимыми. Мы переживаем опыт укрепления веры в Высшую Силу. Мы начинаем доверять себе и верить в возможность исцеления.

Моральное исследование себя помогает определить, до какой степени созависимость ограждала нас от себя самих. Этот шаг дает нам шанс поверить в то, что мы можем быть честными с собой, равно как и с Высшей Силой. Мы приходим к пониманию того, сколько потерь и боли мы пережили. Мы начинаем пробовать на вкус отношения, исполненные прямоты и открытости, с собой и с другими. Понимая, что процесс выздоровления не подчиняется никакому расписанию, мы отдаем себя на волю божественного исцеления.

Вера в силу, более могущественную, чем наша, помогает нам отпускать контроль и передавать нашу жизнь во власть Высшей Силы, как мы понимаем ее. Проводя бесстрашное моральное исследование, мы ни в коем случае не должны забывать о перечислении наших позитивных черт и проявлений, таких как сила, ценности, знания, таланты. Это может оказать особенно сложным для многих из нас. Мы можем держаться за идущие из прошлого представления о том, что сосредоточенность на своих положительных качествах ведет к заносчивости, хвастовству, самолюбованию. Четвертый шаг приглашает нас к знакомству со своими положительными качествами, чтобы сбалансировать результаты морального исследования.

Впоследствии мы можем неоднократно возвращаться к Четвертому шагу, чтобы прояснить какие-то модели поведения и выявить спровоцировавшие их мотивы. Работа с этим шагом не ограничивается одним разом, она многократна и длительна, а также дает прочную основу для процесса выздоровления. Равно как и с другими шагами, мы можем возвращаться к работе над этим шагом снова и снова по мере необходимости.

Мы идем к выздоровлению от созависимости. Мы стремимся к свободе, которая приходит через бесстрашное моральное исследование. Итак, мы начинаем. В любом удобном месте, в любое удобное время. Мы пишем.


Четвертый шаг предполагает работу по нескольким форматам:

Работа со списком моделей поведения созависимого: приведение примеров по каждому пункту моделей (базовый вопрос для описания примера «каким образом я проявляю этот пункт описания этой модели поведения и как я причиняю этим вред себе и другим?»)
ИЛИ
- Работа со списком моделей поведения созависимого соответственно возрастным периодам нашей жизни (0-5 лет, 5-12 лет, 12-18 лет и так далее). Как проявлялись созависимые модели поведения в каждом возрастном промежутке? Какие позитивные, конструктивные модели поведения проявлялись в каждом возрастном промежутке?

Анализ «Перечня созависимых моделей поведения» (см. далее) с указанием примеров из жизни по каждому пункту

Заполнение «Таблицы Четвертого Шага» (см. далее)

Кроме вышеперечисленных форматов проработки Четвертого шага, нам также необходимо изучить и свои сильные стороны. Для этого также предлагается заполнение таблицы, в которой мы увидим свои адекватные, здоровые и любящие проявления. Мы можем отмечать там ситуации и людей, которым довелось пережить с нами наши конструктивные проявления.

Заполнение «Таблицы позитивных моделей поведения» (см. далее)

После проведения исследования мы увидим, как далеко мы продвинулись по направлению к выздоровлению.

"Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали".

Приходит новичок на группу АА и спрашивает:
- А кто у вас тут главный?
Ему отвечают:
- Ты походи! Когда до 3 шага дойдешь, сам с Ним познакомишься.

Третий шаг настолько важен, что про него нужно писать отдельную книгу. Хотя, такие книги уже написаны людьми более мудрыми, чем я. Поэтому, я решил остановится на основных заблуждениях, которые видел у людей, пытающихся сделать третий шаг или у специалистов, использующих в работе 12 шагов.
Как правило, под 3 шагом понимается этап принятия Веры. И больные и их наставники (как из группы, так и специалисты) часто обсуждают вопрос о том, что «нужно поверить в Бога», «необходимо выбрать религию», рекомендуют почитать религиозную литературу. Многие даже как-то растерянно говорят, что «это шаг настолько индивидуален, что ты должен его сделать сам, и ни о чем не спрашивать». Врачи часто пытаются как-то обойти эту тему, видя какие-то противоречия между наукой и религией. И потому, пытаются интерпретировать это понятие, как разновидность психотерапии, при которой больной выбирает себе в качестве критерия некий предмет, или идею, в которые будет в дальнейшем верить.
Если же рассмотреть внимательно предыдущие два шага, то получается, что само понятие Веры у алкоголика уже сформировано к этому моменту. Ведь человек и так уже отказался от своей воли, признал, что есть Сила, более могущественная, чем он, и принял решение именно там искать здравомыслия.
Многие из тех, кто пришел к 12 шагам всегда считали себя верующими людьми, многие были воспитаны в религиозных семьях, иногда в программе можно встретить даже служителей церкви.
Так в чем же тогда заключается смысл препоручения?
В АА можно услышать притчу о человеке, которые повис над пропастью, держась за ветку. Через какое-то время рука устала, и он закричал:
- Господи! Помоги мне выбраться! Я буду в Тебя верить!
И тут он услышал голос:
- Если ты в Меня веришь. Веришь, что я всемогущий и могу тебя спасти — отпусти руку
Получается, что 3 шаг — это шаг действия. Раньше человек рассуждал, думал, приходил к выводам, а теперь ему нужно действительно что-то сделать. «Отпустить руку» и довериться тому, во что он верит.
Важно понимать, что понятия «верю» и «доверяю» имеют разные значения. Один анонимный рассказывал о своей беседе со священником, который ходил на группы, но все равно срывался. Служитель недоумевал, почему? Ведь он верит, и давно, и так, как ему велит его религия?
Анонимный ему привел пример:
- Представь себе акробата, который ходит по проволоке.
- Представил.
_ Ты веришь, что он не упадет?
- Верю, он профессионал. Он каждый день это делает. Он учился.
- А согласен ли ты залезть ему на плечи и походить с ним?
Оказывается, что верить, и доверится — не означает одно и то-же действие. Фактически, сама по себе вера не является действием вообще. Действовать человек может только на основании доверия.
Парадоксально, но при порывистом, компульсивном типе мышления, которое так характерно для алкоголика, при том, что человек очень часто доверяется чужому мнению, третий шаг не всегда дается легко.
Очевидно, все дело в том, что доверие Высшей Силе — дело кропотливое. Это постоянный, ежедневный процесс. Это не то, что можно сделать «раз и навсегда».
Очень часто можно слышать, как люди утверждают, что разговоры на эту тему им «не нужны». Дескать «Я такой человек: сказал — сделал». «Я решил доверится Богу, и сразу доверился».
Для того, чтобы упасть в пропасть необходимо сделать только одно действие — шагнуть не туда. А для того, чтобы из нее выбраться, придется делать много шагов. И останавливаться нельзя. Края скользкие.
В этом случае понадобится не раз вспомнить формулу «здесь и сейчас». Если человек утверждает: «... я поверил в Бога в 19.. году!», сразу хочется спросить: «А сейчас, вот прямо здесь и в эту минуту? Веришь?»
Не зря люди, у которых большие сроки трезвости часто говорят, о необходимости ежедневной молитвы. Один из них говорил, что он молится когда проснулся, но еще открыл глаза, потому, что его болезнь просыпается раньше его.
В чем же тогда суть препоручения? Если это настолько важное дело, что его необходимо делать каждую минуту?
Многие неправильно рассматривают это как снятие с себя ответственности. Дескать: «я препоручил, я попросил заботится обо мне, и теперь могу ничего не делать, обо мне теперь будет думать Всевышний». Мне приходилось даже видеть специалистов, которые пытались изъять из своих авторизованных программ третий шаг именно по этой причине.
Это довольно сложный вопрос. При всем кажущемся философском характере, для людей, страдающих зависимостью, он носит чисто практический характер. Приходилось видеть, как люди, пытаясь препоручить свою жизнь, попадали в зависимость от суррогатных понятий. Начинали подчинять свою жизнь другому человеку, явлению или идеологии. Феномен сект показывает, что большинство людей попадая под влияние лидеров, не только не сопротивлялись этому, но, наоборот, стремились.
Иногда люди считают, что сделать третий шаг — это значит испытать вселенскую лень, отказаться от ответственности за свои поступки, на основании того, что «теперь мной руководит Бог». В таких случаях находятся «мудрые» положения о том, что «недеяние прекрасно», человек пытается вести «созерцательную жизнь», ссылаясь на учения древних мудрецов.
Если анализировать это заблуждение, можно понять, что такой человек не понял второго шага. Это часто встречающийся феномен: третий шаг без второго. Ошибка в том, что «препоручая» свою волю таким образом, человек фактически сам решает, какая именно «божья» воля ему подходит. Это обычная манипуляция алкоголика: руководите мной, отвечайте за меня, а я буду делать все, для того, чтобы никого не услышать.
Пытаясь подчинить свою волю Высшей Силе, многие были удивлены тому, что, то, чего от них требовал Всевышний, никак не входило в их собственные планы. На одной группе я слышал, как женщина пошла к священнику, просить благословения на пост. Батюшка посмотрел на нее и сказал: «Кушать можно все, но не ругайся!» Для нее это было неожиданностью. Она была готова страдать, голодать, ограничивать себя во всем. Но не в сквернословии.
Так что выходит, что третий шаг — это не снятие ответственности. Наоборот, именно после того, как человек сделал третий шаг, он может утверждать, что теперь он готов нести ответственность перед Тем, кого он не может обмануть.
*
Как именно технически, если можно так сказать, спрашивать у Всевышнего, какова Его воля? Для этого есть вторая половина третьего шага «Богу, как мы Его понимали». АА — не религия. У каждого есть свой выбор, свои представления.
Для этого можно пользоваться тем, что было сделано до нас. Сравнивать религии, или их описывать я не стану. Мало того, я видел людей, которые, фактически, создали свои религии, и свои представления о Боге. Многие из них смешивают существующие. Или потом приходят к одной традиционной.
В литературе АА часто рекомендуют принимать решения, согласуясь со своей интуицией. То есть не торговаться, не искать «рациональных» объяснений, а поступать так, как велит совесть. Даже если это может нанести тебе материальный вред или является с твоей точки зрения унизительным.

Гибкие методологии возникли в IT, но давно вышли за рамки этой сферы. И опыт практиков показывает, что Agile-подходы вполне применимы в других отраслях – в том числе в командах HR-менеджеров, юристов, банкиров, маркетологов, в госструктурах и т.д. И тем не менее, для многих команд это как парашютный спорт для новичков: говорят, что дух захватывает. Но каковы риски и с чего начать?

Е вгений Лабунский , Agile Coach, партнер компании Scrum Украина, сертифицированный Scrum Master, рассказывает об инструменте 123Agile, который позволит вашей команде протестировать гибкий подход, привыкнуть к нему постепенно, ничего радикально не ломая.

Agile – это…

Философия, набор ценностей, принципов и инструментов, которые при разумных комбинациях могут привносить существенные улучшения в работу любой компании. Есть много фреймворков, подходов Agile – например, Scrum или Kanban. Они включают наборы элементов, которые вне IT могут оказаться избыточными. И прелесть в том, что выбирать можно именно то, что нужно вам – не обязательно реализовывать все.

Применимы ли Agile -по дходы в HR?

Безусловно, да. Работая с самыми разными командами, я не нашел причин не использовать Agile-подходы в каких-либо отраслях. Ведь они не о какой-то сложной уникальной технологии – они о здравом смысле. Взять хотя бы Agile-манифест: он хоть и звучит громко, его ценности просты:

  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
  • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
  • Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.
  • Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

У HR-команд есть клиенты, а значит, такие команды могут стремиться сделать свой сервис качественнее. Кстати, именно с этого следует начинать переход к гибкой работе: идентифицировать клиентов и понять их проблематику. Затем разобраться, как можно улучшить свой продукт, ценность для клиента, оптимизировать процессы, ускорить, повысить качество. А затем – структурировать работу и подбирать инструменты. Гибкие подходы применимы для всех процессов и проектов в HR (будь то рекрутинг, разработка бренда работодателя или организация корпоративного Нового года).

Чтобы сделать первые шаги к гибким подходам, можно протестировать инструмент 123Agile. Причем начать его применение – хоть завтра. Он состоит из трех шагов: Mobilize (помещение), Visualize (доска), Ritualize (ритуал).

Шаг 1. Mobilize (помещение)

Некое пространство, где команда собирается («мобилизуется») вместе. Это может быть физическое помещение или чат, если команда работает удаленно. Кроме того, желательно, чтобы сотрудники, которые общаются друг с другом чаще всего, сидели рядом в одном пространстве большую часть времени.

Сегодня в тренде удаленная работа, многие команды реализуют проекты из разных городов и даже стран. Не совсем эффективна модель, при которой одна часть команды работает, например, в Киеве, а вторая – в Харькове. Скорее всего, люди будут стремиться к организации субкоманд. А вот если вся команда распределена по разным городам, люди в равных условиях и чаще вырабатывают подходы эффективного взаимодействия, который удобен всем.

И тем не менее, живое общение – самое продуктивное. По возможности важно и нужно время от времени собираться в одной локации. А сидеть в одной комнате и переписываться в мессенджере, что сегодня случается часто – это вообще почти что «криминал».

Шаг 2. Visualize (доска)

Важно визуализировать рабочий процесс. Для этого подойдет доска на стене, например, переговорки, на которую можно добавлять стикеры (карточки, магниты) с новыми задачами, убирать – с уже неактуальными, и отслеживать прогресс. Это может быть также флипчарт или даже стол – главное, чтобы можно было коллективно отмечать задачи, которые уже выполнены, выполняются и предстоит реализовать. Степень детализации каждая команда определяет сама – например, можно фиксировать или не фиксировать ответственных за выполнение. Главное – чтобы были эти три типа задач: сделано, делается, будет сделано.

Шаг 3. Ritualize (ритуал)

Третьим шагом необходимо договориться, завести привычку встречаться всей командой в своем пространстве возле своей доски. Периодичность определяет команда – раз в день или раз в неделю, главное – регулярно. Настолько часто, чтобы отслеживать прогресс и намечать новые шаги для достижения целей.

От простого к сложному

Переход к Agile – это не новое правило, а изменение майнд-сета, и в этом основная сложность. Более того, тот же Scrum – достаточно сложный, включает много элементов, которые могут оказаться излишними в вашей команде.

Как команда может понять, подходит ли ей тот или иной инструмент? Если нет эксперта – просто брать, пробовать и смотреть на результат. Забирать в арсенал то, что работает, и смело отказываться от лишнего.

Когда в Agile нет необходимости?

Когда команда решает какие-то очень простые задачи, все и так работает хорошо. Например, Scrum все-таки более актуален для сложных, длительных проектов, в которые вовлечено много людей, непонятен итоговый результат, предстоит много проб и ошибок. При этом даже для простых задач можно использовать отдельные элементы – скажем, визуализировать с помощью доски. Это сделает процессы еще гибче и прозрачнее.

Как оценить эффективность применения Agile?

Самый очевидный ответ – по количеству, объемам выполненной работы, скажем, в сравнении с прошлым кварталом, когда команда работала «по старинке». Но количество – это не всегда самый важный показатель. В отделе может кипеть работа, все сотрудники загружены, сидят в офисе допоздна. Но обязательно ли это эффективно? Может быть. А может, все просто делают вид, что трудятся, и выполненные задачи не приближают к цели?

Отличный пример: если раньше получалось вырыть по 100 метров канавы в день, это не значит, что со Scrum будет 200. Со Scrum может оказаться, что канава вовсе не нужна. Гибкие подходы позволяют не делать лишних усилий – команда может выполнять даже меньше задач, зато более важные и более качественно. Обращайте внимание также на внутренний NPS-score – внутреннюю лояльность, отзывы клиентов и команды о том, насколько легче, комфортнее, качественнее стала работа.

В целом через три месяца применения гибких подходов обычно уже можно оценить, что они дают команде и компании.

Когда Agile скорее всего не сработает?

Если инициатива исходит от одной из сторон. Например, работать гибко решила команда. Старая система рушится, появляются проблемы – руководство говорит возвращаться к прежним методам. Или же с такой идеей выступает руководство, без поддержки сотрудников – скорее всего, это встретит сопротивление. Важен контакт с двух сторон – тогда велики шансы на успех.

При этом ни один гибкий подход не решает проблемы бюрократии или другие организационные сложности. Но делает их невыносимыми при новом процессе. Например, если в компании было слишком много процедур, которые раньше просто передавались из отдела в отдел, а теперь на них постоянно «спотыкаются». И тогда есть два варианта действий: или обвинить во всем гибкие подходы и вернуться в старое русло, или все-таки пересмотреть сами процедуры. И постараться стать продуктивнее.

Был призван научить правильно работать с книгами. Настал черед заключительного Шага 3 — «Обзор ваших заметок». Он увеличит степень понимания прочтенного в книгах материала.

После того, как книга была прочитана, отложите ее в сторону на недельку-вторую. Потом выделите 10-20 минут времени для того, чтобы снова открыть ее и пролистать, останавливаясь на сделанных заметках и комментариях.

Это будет как бы ускоренное чтение книги во второй раз. Почему ускоренное? Потому что в этот раз вы будете сконцентрированы только лишь на самом главном — на том, что вы для себя выделили.

Шаг 3. Обзор ваших заметок

Тут-то вам и пригодятся те заметки, которые вы делали при первом прочтении книги. Листая ее, вы снова будете их перечитывать, вникая в суть. В течении нескольких минут обдумайте вопросы и комментарии, которые вы оставили, читая книгу в первый раз.

Скорее всего, вы удивитесь тому, что материал окажется для вас невероятно свежим и неожиданно незнакомым. У меня всегда так — создается такое впечатление, что я как-будто бы и читал книгу, но нифига ничего толком так и не запомнил с первого раза. Все проясняется только со второй попытки. И проясняется очень даже хорошо.

Я вам ручаюсь за то, что ваши заметки удивят вас своей продуманностью. Они станут прекрасным ориентиром по книге. То, что в первый раз просто подчеркивалось и выделялось, во второй раз — анализируется и откладывается в памяти.

Берк Хеджес в своей книге «Читай и становись богаче» демонстрирует ценность обзора заметок на примере рассказа о девочке и дыне.

Рассказ о девочке и дыне

В один солнечный денек на ферму пришла маленькая девочка для того, чтобы купить у фермера дыню. Она схватила ту, которая ей понравилась больше всех.

«Ээ, нет, эта дыня слишком большая. У тебя, скорее всего, не хватит денег для того, чтобы ее купить. Она стоит 3 доллара» — сказал фермер. "Это правда. Не хватает. У меня всего 30 центов" — сказала девочка. «Вот видишь. За эти деньги ты можешь купить вон ту маленькую дыньку» — ткнув на одну из не сорванных дынь на бахче пальцем, сказал фермер. Девочка улыбнулась и сказала: «Без проблем. Договорились. Я возьму ее. Вот, возьмите денюжку, а дыню оставьте расти на поле. Я приду за ней через месяц».

Умная малышка, не правда ли? Девочка знала, что за свое терпение она будет вознаграждена с лихвой и через месяц получит большую спелую дыню по цене маленькой и незрелой. Так и случилось.

Нужно читать здесь и сейчас и результат со временем не заставит себя долго ждать

Так же, как девочка обошлась с дыней, нужно обращаться и с книгами. Чем позже вы снова обратитесь к прочитанной книжке, тем лучше она будет воспринята и тем больше вы будете вознаграждены. Как ни странно, но это факт. По себе знаю.

Спустя некоторое время, просматривая книгу в очередной раз, вы удивитесь тому, как много было вами забыто. Но, просматривая выделенные участки текста и заметки, вы очень быстро вспомните основные положения книги. Это и будет свидетельствовать о том, что ожидание того стоило!

Кроме этого, производя повторный обзор книги, вы сами себе напомните об усилиях, которые потратили на ее прочтение. И тут нечему удивляться. Ведь порой наши действия приносят результаты гораздо позже, а иногда на это уходят годы.

Тем кто не хочет тратить свое время на чтение, стоит прочесть .

Вот и все, друзья. Это был последний третий шаг системы эффективного чтения книг «В три шага». Ну как вам? Я буду рад любым отзывам, которые вы оставите в комментариях под этой статьей. И хоть я и не открыл никому Америку в этом нехитром деле, все же, думаю, что кому-то будет полезен материал, изложенный в этой и двух предыдущих статьях.

С вами был Денис Стаценко. Всем ЗОЖ! Увидимся.