Кратко политическое развитие в 20. Новейшая история политическое развитие в начале хх века

Политическое развитие в начале XX века.

Всеобщая история


План урока

  • Особенности демократизации
  • Направления демократизации


Демократизация - процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и т. д. В русской публицистике термин впервые использовался в конце XIX века Константином Леонтьевым


Особенности демократизации

Политический строй стран:

  • Республиканские монархии
  • Парламентская монархия

Темпы демократизации были различны, так как зависели от:

  • Исторических традиций
  • Политических сил главенствующих в той или иной стране


Направления развития демократизации

Расширение полномочий представительных органов власти - парламентов

Примеры проявления этих направлений в политической жизни стран

1 . В США с 1913г. верхняя палата Конгресса-Сенат-стала избираться всеобщим голосованием

2. В Великобритании либералы добились ограничения прав палаты лордов - с 1911г. лорды отстранялись от участия в принятии финансовых законов, включая бюджет.

Расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов

Снятие ограничений на деятельность различных политических и общественных организаций.

На рубеже веков по конституциям Германии, Франции, по избирательным законам Великобритании, России, Австро-Венгрии, Италии введено всеобщее избирательное право. Им обладали имущие грамотные мужчины-30-40%

Перестали действовать запреты на деятельность социалистических партий (Германия, Италия)


Политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.


Политические движения в начале века

  • Партии становятся массовыми
  • Централизованными, с партийным аппаратом
  • Возникает идеология, как курса партий, так и партийно-политической борьбы
  • Первоначально вектор политической борьбы был следующий: консерваторы-либералы; монархисты – республиканцы.
  • В начале XX века: буржуазные партии – социалистические (капитализм против социализма)

Идеологические направления

Консерватизм – идейно-политическое течение, опирающееся на идею сохранения традиционных ценностей и старого порядка в жизни общества.

Либерализм – философская, политическая и экономическая теория, а так же идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовой основой общества и экономического порядка.


Идеологические направления

Либерализм – философская, политическая и экономическая теория, а так же идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовой основой общества и экономического порядка.

Социализм – экономическая, социально-политическая система. Характерные черты: процесс распределения и производства находится под контролем общества; общественная собственность на средства производства полностью или частично заменяет частную собственность.


Политические движения в начале века

Рабочее движение.

  • Профсоюзы
  • Забастовочные движения
  • Требования: повышение заработной платы, улучшение условий труда.

Результаты были положительными, так как профсоюзы оказывали влияние на власть, добиваясь необходимых изменений.


Политические движения в начале века

Прочитайте пункт на странице 24-25, ответьте на вопросы:

  • Перечислите основные идеи социалистического движения?
  • Какие течения выделяются в движении в начале XX века, назовите их основные идеи.
  • Расскажите о разногласиях внутри социалистического движения.

Политические движения в начале века

Прочитайте пункт на странице 25-26, ответьте на вопросы:

  • Перечислите основные идеи либералов
  • Какие изменения произошли во взглядах на власть?
  • Какую политики проводили либералы у власти, в странах мира?

Национализм - идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью.


Пангерманизм - культурное и политическое движение, в основе которого лежит идея политического единства германской нации на основе этнической, культурной и языковой идентичности. Сформировалось в начале XIX века .


Домашняя работа:

  • Параграф 3
  • Ответить на вопросы 2, 3, 4, 8.
  • Заполнить таблицу (ссылка)

К началу ХХ века в развитых странах мира стал побеждать империализм, как высшая стадия капиталистического развития, основанный на индустриальной базе. В это время практические все рынки сбыта, колонии, и сферы влияния были поделены между ведущими державами. В эпоху интенсивной индустриализации возросла численность рабочего класса - пролетариата, который стал требовать всё больше и больше материальных и иных благ. Всё более стал углубляться антагонизм между пролетариатом и буржуазией. К началу нового ХХ века в мире практически окончательно сложились два противоборствующих военно-политических лагеря, отношения между которыми с каждым годом всё более накалялись, что в конечном итоге, привело к Первой мировой войне. Событиям начала ХХ века посвящён данный урок.

Тема: Человек среди людей

Урок: Политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки в начале ХХ века

На рубеже XIX-ХХ вв. самыми развитыми странами человеческой цивилизации являлись страны Европы и в первую очередь - Великобритания, Франция, Германия, в Северной Америке - США; особняком стояла Россия, в которой темпы экономического развития с каждым годом наращивались и приближались к темпам развитых стран.

Рис. 1. Буржуазия во власти. Карикатура ()

Во всех этих странах можно было наблюдать удивительно похожие специфические процессы, с поправкой на национальный характер, а именно: увеличивающийся рост промышленных и иных буржуа и буржуазии в целом и рабочих, которые уходили в города из села, и становились пролетариатом - наёмными работниками на тех или иных предприятиях буржуазии, зачастую не имея почти никаких прав и имея довольно маленькую зарплату (см. Рис. 1). Вследствие этого противоречия (антагонизм ) между этими категориями (или классами) населения с каждым годом увеличивался. Для отстаивания своих прав рабочие стали создавать профессиональные союзы (профсоюзы), которые стали бороться с «хозяином» предприятия и системой в целом. Из-за возникших противоречий в развитых странах мира всё большую популярность стали набирать идеи социал-демократии, марксизма и социальной революции , с которыми официальные власти всячески боролись. Набирало обороты такое понятие как миграция населения . Сотни и тысячи семей Западной Европы и России (в основном, еврейское население из черты оседлости) стали перебираться в новые страны - большинство в США, за т.н. «американской мечтой » (см. Рис. 2).

Рис. 2. Эмиграция в США ()

Вместе с тем, увеличение роста пролетариата вело к появлению новых промышленность объектов, и, следовательно, к ещё большему обогащению буржуазии. Капитал стал наднациональным . Создавались транснациональные компании и корпорации, которые постепенно «опутывали» страны мира своими финансовыми сетями. Рынком стал весь мир. В условиях жёсткой конкуренции появлялись отдельные компании, которые становились монополистами в своей области. Так, нефть и нефтяные продукты ассоциировались с семейством Рокфеллеров , швейные машинки - с компанией «Зингер » и т.д. (см. Рис. 3).

Рис. 3. Производство Кока-Колы. Начало ХХ века ()

Рубеж веков стал временем появления и внедрения новых открытий. Электричество осветило сотни городов развитого мира. Телефон, телеграф и радио связали страны и континенты между собой. Авиация, дирижабль, новые виды пароходов делали страны ближе друг к другу. Появился синематограф (кино). В искусстве господствовал стиль модерн. Вместе с тем появились и новые средства взаимного уничтожения - пулемёт, танк, подводная лодка, аэроплан с бомбами, отравляющие газы и т.д.

Капитал не только вышел за пределы своих стран, ему требовалось всё больше и больше рынков. Колонии и сферы влияния развитых стран уже не спасали. Практически все страны достигли своего наивысшего предела территориального развития. Для получения новых рынков сбыта требовался новый передел мира, грозивший новой, уже мировой войной.

К 1914 году, к началу Первой мировой войны, в мире оформились два противоборствующих между собой военно-политических лагеря. С одной стороны это были Великобритания, Франция и Россия, союз которых получил название «Антанта », что в переводе обозначает «Сердечное согласие» и Тройственный союз , состоящий из Германии, Австро-Венгрии и Италии. Суть противоборства сводилась к новому переделу мира и получению новых земель и территорий (со стороны Германии и союзников) и к недопущению такого передела (со стороны Антанты).

В 1900-1914 гг. В Европе и мире произошли местные, локальные конфликты (Англо-бурская война в Южной Африке, столкновения в Иране (Персии), русско-японская война, две Балканских войны (см. Рис. 4) и т.д., в которых так или иначе (в основном негласно) принимали участие «блоковые» страны, как бы прощупывая друг друга на третьей территории.

Рис. 4. Первая Балканская война. 1912 год ()

Таким образом, к 1914 году мир окончательно вступил в новую эпоху, логическим итогом которой была Первая мировая война.

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

2. Российская Партия Коммунистов ().

1. Прочитайте Главу 1 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века и дайте ответы на вопросы 1 - 3 на с. 9.

2. Прочитайте Главу 2 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века и дайте ответы на вопросы 1 - 4 на с. 17.

3. Прочитайте Главу 3 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века и дайте ответы на вопросы 2 - 6 на с. 32.

1. Выделите главные направления демократизации политической и общественной жизни в начале XX в. Приведите примеры.

Демократизация развивалась по трем главным направлениям: расширение полномочий представительных органов власти - парламентов, расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов, снятие ограничений на деятельность различных политических и общественных организаций.

2. Какие страны были республиками, а какие - парламентскими монархиями?

Республики: Франция и США.

Парламентские монархии: Япония, Германия, Великобритания.

3. Чего опасались правящие круги в результате предоставления всеобщего избирательного права?

Стремление ограничить круг избирателей отражало страх перед вовлечением широких народных масс в политику. Опасения вызывал рост влияния социалистов.

4. Чем отличаются современные политические партии от партий XIX в.?

В XIX в. партии были скорее дискуссионными клубами или временными организациями для поддержки отдельных личностей на выборах.

На рубеже веков и в начале XX в. партии становятся массовыми, централизованными, с сетью комитетов или секций на местах. Формируется партийный аппарат - слой оплачиваемых из партийной кассы функционеров. В прессе, в парламенте, в правительстве постоянно мелькают одни и те же лица, политика становится профессией. Изменяется и роль партии в общественной жизни в начале XX в. Партии начинают выпускать массовыми тиражами газеты, журналы, активно пропагандируют свои взгляды, формируют общественное мнение.

5. Назовите главные идеологические направления, в рамках которых развивалась политическая борьба в начале XX в. Каковы их отличительные особенности?

Консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, религия и национализм.

6. Выделите основной вектор политической борьбы в начале XX в.

С расширением влияния социалистических организаций и распространением идей социализма и марксизма начал изменяться главный вектор политической борьбы, который раньше проходил по линии консерваторы - либералы, монархисты - республиканцы. Консерваторы, опиравшиеся на земельную аристократию и крестьянство, выступали под лозунгом сохранения традиций и порядка, а либералы, отражавшие интересы буржуазии городов, отстаивали идеи свободы и равенства (равенства как демократии и снятия ограничений, но не как уравнительности). В конце XIX - начале XX в. политическая борьба между консерваторами и либералами постепенно отходит на второй план по мере реализации либеральной программы и развития парламентской демократии.

7. Назовите два главных направления в развитии социал-демократии.

Умеренное, реформистское крыло и леворадикальное крыло.

8. От опеки каких политических сил освобождались профсоюзы в начале XX в.?

Профсоюзы освобождались от опеки либералов.

9. Какие силы пришли к власти в начале XX в. во многих европейских странах и в США?

Либералы.

10. Почему Германии не удалось в начале века провести либеральные реформы?

В Германии главной политической силой оставались консерваторы. Правительственные коалиции формировались на основе союза консерваторов с либералами или католической партией. В Германии либералы были расколоты и опасались растущего влияния социал-демократов, что толкало их к объединению с консерваторами. Либералам не удалось в предвоенный период расширить свое влияние и провести последовательные либеральные реформы.

11. Каковы были отличительные черты национализма в Европе в начале XX в.?

Национализм стал воинственным, граничил с национальной неприязнью и ненавистью. В Германии действовали Пангерманский союз и ряд других организаций, которые пропагандировали идеологию пангерманизма - превосходства немецкой нации и необходимости установления господства немцев над другими народами, прежде всего славянами. Во Франции националистические организации выступали за восстановление монархии. Накануне войны национализм расцвел во всех странах, готовых вступить в противоборство.

В начале XX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Представительные органы власти не формировались. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть концентрировалась в руках императора. Императорская семья владела крупными земельными угодьями, ей принадлежали также предприятия и промыслы. В среднем годовой доход Царской семьи составлял около 52 млн руб., что вдвое превышало расходы на образование.

Статья 1 основных законов государства гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его власти Не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Такой тип государственной власти подразумевал ее собственную независимость от каких-либо иных государственных учреждений, например парламента. Самодержавная монархия имела религиозно-православное освещение: монарх считался «помазанником Божьим». Право издавать законы принадлежало только монарху.

Монархия в России считалась наследственной, по началу первородства с предпочтением мужского пола женскому (по Указу императора Павла I).

Для большинства подданных самодержавная власть представлялась привычной и стабильной формой правления. Такое отношение к монархии укоренилось среди православной части населения еще и потому, что царь являлся и главой Русской православной церкви, непосредственно назначавшей высших церковных иерархов.

В структуре монархического правления центральную роль играла императорская фамилия. Все члены императорской фамилии обязаны были быть православными. Поэтому немецкие и датские принцессы, выходя замуж за мужчин из дома Романовых, принимали православие. Принадлежность к императорскому дому следовала только по мужской линии. Женщины, входившие в состав императорской фамилии, не могли передавать свои права мужьям и детям.

После смерти в 1894 г. императора Александра III на престол взошел его сын Николай II (1894-1917). Либерально настроенная часть общества надеялась, что молодой император откажется от жесткого консервативного курса своего отца и пойдет по пути политической модернизации страны. Но надежды эти не оправдались.

В критические периоды истории особенно важной выступает личность властителя, что печально сказалось на судьбах России. Николай II оказался на троне явно не ко времени. По мнению В.Е. Шамбарова, хороший и отзывчивый человек, тихий, интеллигентный и легкоранимый - это был чеховский, а не державный типаж, не обладавший ни энергией Петра, ни мудростью Екатерины II, ни гибкостью Александра I, ни твердостью Николая I. С одной стороны, был не по возрасту и не по положению доверчив, порой наивен, чем и пользовались весьма успешно все интриганы. С другой - патологически сторонился всякой грязи и скандалов, что обеспечивало тем же интриганам безнаказанность. Значительное влияние на взгляды царя оказал его учитель К. П. Победоносцев, бывший профессор Московского университета, обер-прокурор Синода, который был блестяще образован, но придерживался крайне консервативных взглядов. Он убедил Николая в том, что неограниченная монархия есть единственно возможный тип политического устройства России.

Искренней привязанностью последнего российского императора была его семья. В 1894 г. Николай женился на Александре Федоровне (Алисе - принцессе Гессен-Дармштадской). Отличный семьянин, Николай II уделял много времени и внимания детям - четырем дочкам и сыну. Самодержавную власть Николай II считал делом семейным и был искренне убежден, что должен передать ее своему сыну.

По мнению исследователей (И.В. Волков, М.М. Горинов, А.А. Горский, Н.И. Зуев)

Николай II проявлял полное равнодушие ко всему, что выходило за рамки придворной жизни и семейных отношений, что ярко проявилось в случае с Ходынской трагедией («Ходынка»). В день коронации императора в Москве 18 мая 1896 г. в давке на Ходынском поле погибло около полутора тысяч человек. Николай II не только не отменил празднование и не объявил траур, но даже принял участие в придворных увеселительных мероприятиях в тот же вечер, а по окончании торжеств выразил благодарность за их «образцовую подготовку и проведение» генерал-губернатору Москвы - своему дяде великому князю Сергею Александровичу.

Для Николая II было весьма характерно назначать на ответственные посты своих родственников - великих князей Романовых, независимо от их личных качеств и способностей. В результате в самое сложное для страны время - годы кризиса и войны - на ключевых должностях оказались люди не только бездушные, но и неподконтрольные.

Близость к монарху создавала для многих членов фамилии реальные возможности влияния на политическую и экономическую жизнь страны. Нередко их действия противоречили интересам иных групп в царском окружении. Вот почему влияние членов императорской фамилии на царя постоянно подвергалось критике, вызывало недовольство. Политическая формула «добрый царь -плохое окружение» получала все большее распространение в различных слоях общества.

Огромный вред авторитету самодержавия наносила «деятельность» при царском дворе многочисленных юродивых, провидцев и блаженных. Но наиболее разрушительной оказалась деятельность «святого старца» Григория Распутина (Г.Е. Новых), ставшего символом разложения российского самодержавия в последние годы царствования Николая II.

Известный французский исследователь Анри Труайа считал Распутина личностью неоднозначной, могучей и таинственной. Родившись в глухом Уральском селе Покровское, Григорий Распутин в молодости производил впечатление полуграмотного парня, падкого на выпивку, но увлеченного таинством веры в Бога. Одаренный исключительным магнетизмом, он втирается в доверие к православному духовенству. Церковь находит в нем пример Простой и святой народной мудрости и помогает проникнуть в избранные круги Санкт-Петербурга.

В короткий срок Распутин собирает около себя круг последовательниц, вдохновенный и порочный одновременно, он становится близким другом Императорской семьи. Царица, с ослабленной нервной системой, маленьким сыном, страдающим гемофилией, очень быстро поверила, что только молитвами «святого человека» можно спасти наследника трона и вместе с ним весь народ.

Государственное управление России в начале XX века

К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету , созданному еще в 1810 г. по инициативе Сперанского. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.

К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод . Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие - внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного просвещения). До 17 октября 1905 г. в России не объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров (с 1802 г.) и Совет министров (учрежденный и 1857 г.) Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.

В России не существовало должности премьер-министра. Каждый министр докладывал о делах непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго соответствовала идеалам самодержавной монархии, но с усложнением задач государственного управления в начале XX столетия стала все давать сбои.

Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочисленным чиновничеством . К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 3000 человек населения. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. В образованных слоях общества чиновник являлся объектом насмешек и издевок. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях.

Судебное устройство в целом основывалось на судебной реформе 60-х гг. XIX в. В стране функционировал суд присяжных . Для судебных процессов были характерны гласность и состязательность сторон . Однако не было отменено принятое вскоре после убийства террористами императора Александра II «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи всостояние усиленной охраны», по которому виновность того или иного лица, подозреваемого в политических преступлениях, определялась не судом, а субъективным мнением чиновников.

Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции.

Традиционно важным государственным институтом в России являлась армия . К началу XX века, численность армии превысила 900 тыс. человек. В стране действовала всеобщая воинская повинность, хотя наряду с ней существовала развитая система льгот и отсрочек от призыва. Льготы распространяла единственных сыновей, старших братьев-кормильцев, учителей и врачей. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. Офицерский корпус был высокопрофессионален.

В организации жизни страны значительную роль играло местное самоуправление . Законодательно оно было закреплено в 60-е гг. XIX в. в форме земств. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожан («городские обыватели»). В сферу их компетенции входили здравоохранение, дорожное строительство, статистика, агрономия, народное образование и страховое дело. К началу века в земствах происходит усиление дворянства. Над земствами усиливалась бюрократическая опека. Аналогом земств в городах было городское самоуправление, для участия в котором существовал обязательный имущественный ценз. В сельской местности многое определялось «миром», т. е. сельскими сходами, решавшими местные вопросы. «Мир» был следствием существования крестьянской общины.

Система законов, действовавшая в стране, была хорошо отрегулирована, затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Квалификация правоведов России оценивалась в мире очень высоко. Однако в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношения работодателей и наемных работников, купля-продажа земли.

Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить традиционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась.

Так, 26 февраля 1903 г. в императорском Манифесте говорилось об убежденности «хранить вековые устои российской державы», подавлять «смуту». Также провозглашалось намерение расширять свободу вероисповедания и идти по пути ослабления «сословной неравноправности» крестьян, т. е. большинства населения страны. Таким образом, казалось, что спокойное развитие страны на основе привычного уклада жизни будет продолжаться бесконечно. Подобные ощущения наиболее полно выразил еще в 1897 г, государственный секретарь, впоследствии министр внутренних дел В. К. Плеве: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный строй», «имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословий». Исполнительные структуры не были готовы к глубоким рыночным преобразованиям, на пороге которых стояла Россия.

Национальная политика

Многонациональный состав государства служил основой обострения национального вопроса. На окраинах России под влиянием развития капитализма формировались национальная буржуазия и интеллигенция, происходил рост национального самосознания. Это вступало в противоречие с отдельными проявлениями государственной политики в национальном вопросе (попытки русификации, религиозные ограничения и др.). Хищническая эксплуатация окраин, бедность и бесправие живущих там народов вызывали массовую эмиграцию из России и развитие национального движения.

В целом для внутриполитической системы России в начале XX в. было характерно переплетение сословных классовых и национальных противоречий, которое вызывало острую социально-политическую напряженность в стране и послужило причиной революционных взрывов в 1905-1907 и 1917 гг.

К примеру, 1899 г. были ограничены права финского сейма. В 1901 г. правительство расформировало национальные воинские части. Делопроизводство в государственных учреждениях Финляндии переводилось на русский язык. Сейм отказался одобрить эти законы, финские чиновники объявили бойкот их выполнению. В 1903 г. генерал-губернатору Финляндии были переданы чрезвычайные полномочия.

Неспокойно было и на Кавказе. В 1903 г. произошли волнения среди армянского населения. Они были спровоцированы указом о передаче имущества армяно-григорианской церкви в ведение властей, который был воспринят как посягательство на национальные ценности и религиозные традиции.

Национальный гнет испытывало и еврейское население. Черта оседлости сохранялась. Еврейская молодежь, не имея доступа к государственной службе, пополняла ряды революционных организаций, нередко занимала в них руководящие посты (забежать на 1917 год, важнейшие руководящие посты, пример «Московской саги» (Розенблюм)). В стране усилились антиеврейские настроения. Первый крупный еврейский погром произошел в апреле 1903 г. в Кишиневе. Пострадало около пятисот человек, были разгромлены сотни жилых домов и магазинов. Власть ответила вялыми судебными процессами и Указом об открытии для поселения евреев еще около 150 городов и местечек. Предложения об уравнении в правах еврейского населения Николай II отвергал.

Борьба консервативных и либеральных сил. Личности Витте, Плеве и Святополка-Мирского

Перед правительством встала задача: или сохранение существующего строя репрессивными методами, или его модернизация. В высших правительственных кругах не было единства в решении этой проблемы. Либералы (министр финансов С. Ю. Витте, министр внутренних дел П. Д. Святополк-Мирский) считали необходимым провести экономические, политические и социальные реформы, чтобы привести государственное устройство России в соответствие с потребностями развивающегося индустриального общества. Консерваторы (обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, председатель Комитета министров И. Н. Дурново, министры внутренних дел Д. С. Сипягин и В. К. Плеве) не признавали совершившихся в экономической жизни страны перемен, требовали расправы с революционерами и оппозиционерами, стремились усилить идеологический нажим на общественное сознание в духе теории «официальной народности». Выбор правительственного курса целиком и полностью зависел от самодержца. Он был склонен к принятию решений, направленных на консервацию существовавших порядков, и лишь в крайних обстоятельствах (революционного натиска в октябре 1905 г., Февральской революции 1917 г.) вынужден был согласиться на изменение государственного устройства.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кежемская средняя общеобразовательная школа»

План-конспект урока по истории в 9 классе

Учитель: Панова Любовь Владимировна

Политическое развитие в начале ХХ в.

Планируемые результаты:

1) Объяснять сущность и направления демократизации жизни в начале XX в.

2) Сравнивать политические партии начала XX в. и XIX в.

3) Оценивать роль профсоюзов.

Ключевые вопросы.

1. Демократизация политического устройства европейских государств и США.

2. Превращение политических партий в массовые.

3. Идеологические направления партийной борьбы.

4. Либералы у власти.

Основные понятия и термины.

Демократия, массовая политическая партия; консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, национализм.

Приёмы и формы организации познавательной деятельности учащихся

    Демократизация политического устройства европейских государств и США

Начальный этап урока целесообразно провести в форме эвристической беседы с учащимися. Вопросы для беседы:

1. Что такое демократия? Когда зародилось это явление и появился этот термин?

2. Какой главный лозунг выдвигали демократы в XIX в.?

3. Почему историки утверждают, что к концу XIX в. в странах Европы и США сложилась либеральная демократия? Какие признаки демократии появились в политическом устройстве этих государств?

4. Демократизация стала общемировой тенденцией к началу ХХ в. В каких странах этот процесс шёл наиболее активно? При каких формах правления возможна демократизация политического режима?

5. Докажите, что расширение полномочий представительных органов власти - парламентов, расширение избирательных прав граждан (всеобщее избирательное право) и снятие ограничений на деятельность политических и общественных организаций являются признаками демократизации.

6. Почему правительства старались ограничить всеобщее избирательное право имущественным или образовательным цензом?

7. Почему в конце XIX - начале ХХ в. речь шла о введении всеобщего избирательного права только для мужчин?

8. Почему правительства долгое время запрещали деятельность социалистов?

9. Задание 1 в рабочей тетради (с. 5-6).

    Превращение политических партий в массовые

Самостоятельная работа учащихся. Работа в группах

1 группа. Учащиеся выписывают из учебника (с. 23) изменения, произошедшие в политических партиях в начале ХХ в., и отвечают на вопрос: почему эти партии стали называть массовыми?

2 группа. Задание 2 в рабочей тетради (с. 6).

    Идеологические направления партийной борьбы

Ролевая игра.

    Класс делится на четыре группы соответственно возможным политическим партиям: консервативная, либеральная, социал-демократическая реформистского толка и социал-демократическая радикального толка.

    Каждая группа, опираясь на знания курса Новой истории и прочитанный материал параграфа (с. 23-25), готовит краткое выступление (2-3 мин) о преимуществах идеологии данной партии и предлагаемых путях улучшения жизни общества и по одному вопросу представителям остальных групп относительно их идеологии.

    Представитель каждой группы выступает перед классом.

    Участники других групп задают выступающему подготовленные ими вопросы.

4. Либералы у власти Вопрос изучается в виде самостоятельной домашней работы Заполнить таблицу: Общественно-политические движения у власти

Общественнополитическое движение, находившееся у власти в начале ХХ в

Наиболее известные политические лидеры

Великобритания

Либералы

Д. Ллойд Джордж

Германия

Консерваторы

Б. фон Бюлов

Радикалы (левые либералы)

Ж. Клемансо

Реформисты (либерально-демократическое направление)

Дж. Джоллити

Для закрепления материала можно выполнить задания 6-7 в рабочей тетради (с. 7).