Финансовое положение гкнпц им м в хруничева. Проблемы гкнпц им

МОСКВА, 17 янв — РИА Новости. Космический Центр имени Хруничева запросил дополнительное финансирование в размере более 30 млрд рублей на оздоровление, подтвердил глава предприятия Алексей Варочко.

"Ни для кого не секрет, что у предприятия большой кредитный портфель. Только на обслуживание кредита уходит по 4,5 млрд рублей в год. В свое время Центр имени Хруничева, чтобы поддержать предприятие "Протон-ПМ", производящее двигатели для первой ступени ракеты "Протон-М", взял кредит. В ином случае заводу грозило закрытие и увольнение персонала", — отметил Варочко в интервью "Известиям", отвечая на вопрос о том, для чего предприятию необходим транш в 30 миллиардов.

Издание указывает, что несколько лет назад "Роскосмос" уже предоставлял Центру примерно в два раза большую сумму.

По словам главы центра, мощности "Протон-ПМ" рассчитаны на производство двигателей не менее чем для 5-6 ракет в год, но когда заказ снизился, пришлось поддерживать "холостую" работу предприятия. Только по этому кредиту банкам выплачивается по 650 миллионов рублей в год.

"Еще одна статья расходов — увеличившиеся производственные издержки. Салаватинский химический завод в 2017 году в 2,5 раза повысил цену на ракетное топливо. Выросла цена топлива — увеличилась стоимость испытания двигателей, а цена ракет для Минобороны и "Роскосмоса" фиксированная. Соответственно, нам приходится снижать собственную прибыль", — уточнил Варочко.

Он также отметил, что в условиях сниженного госзаказа и "проседания" коммерческого рынка предприятию приходится содержать и обслуживать имеющуюся излишнюю инфраструктуру.

"Она рассчитана на производство десяти ракет "Протон" в год, а мы выпускаем в два раза меньше. Производство "Ангары" рассчитано под пять тяжелых ракет в год. Нам приходится содержать площади, людей", — посетовал глава Центра.

Текущее экономическое состояние предприятия усугубила череда аварий.

"Со второй половины 2016 года по первую половину 2017-го мы не произвели ни одной новой ракеты. Тогда стоял вопрос о браке двигателей, сейчас эта проблема исправлена, двигатели перебрали, брак устранили, но эта ситуация усугубила финансовое положение организации. На содержание персонала за время простоя ушло 30 миллиардов рублей", — заключил Варочко.

ГКНПЦ имени М.В. Хруничева — одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности. Основная продукция в настоящее время ─ ракеты-носители семейства "Протон" и разгонные блоки к ним. Также на предприятии ведется разработка перспективного семейства ракет "Ангара". Летом 2014 года было признано, что Центр имени Хруничева находится в очень тяжелой финансовой ситуации, для выхода из которой была принята программа оздоровления предприятия.

ПО "Полет" (г. Омск) - одно из крупнейших промышленных предприятий России, которое вот уже более 65 лет специализируется на выпуске ракетно-космической и авиационной техники.

Производственные мощности, высокая квалификация специалистов, большой научный и технический потенциал, применение передовых технологий своего времени позволили ПО "Полет" внести существенный вклад в оборонно-промышленный комплекс страны, и стать единственным заводом бывшего Советского Cоюза, а затем и России, на котором выпускались и ракеты-носители, и космические аппараты, и сверхмощные двигатели РД-170, и самолеты как военной, так и гражданской авиации.

Сегодня предприятие вступило на новый виток развития. 3 февраля 2007 года Президент РФ В.В.Путин подписал указ о создании вертикально-интегрированной структуры по производству ракетно-космической и авиационной техники на базе ФГУП "ГКНПЦ им.М.В.Хруничева", в соответствии с которым к Центру им.М.В.Хруничева присоединилось 4 предприятия ракетно-космической промышленности России, в том числе и омское производственное объединение "Полет".

В результате образовалось самое крупное федеральное предприятие России, которое также вошло в пятерку мировых лидеров в области космических технологий.

В конце 2007 года производственное объединение "Полет" вошло в состав ФГУП "ГКНПЦ им.М.В.Хруничева" в качестве филиала.

В связи с вышеперечисленным ФГУП ПО "Полет" переименовано в ПО "Полет" - филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева".

В связи с реорганизацией на предприятии началось техническое перевооружение, стали развиваться высокотехнологичные виды производств, созданы новые рабочие места, стабилизировано и улучшено финансово-экономическое состояние, увеличился размер заработной платы.

На базе вновь созданной структуры появится образцово-показательный центр по производству ракетно-космической и авиационной техники, не имеющий аналогов в России по технологическому оснащению и уровню автоматизации.

Это даст возможность предприятию приступить к выпуску техники нового поколения: универсальных ракетных модулей семейства ракет-носителей "Ангара", малых космических аппаратов на базе унифицированной космической платформы "Яхта", комплектующих и конструкций для ракет-носителей "Протон-М" и "Рокот", а также самолетов малой авиации. Также ПО "Полет" продолжит обеспечивать запуски космических аппаратов с использованием запаса ракет-носителей "Космос-3М". Продукция ПО "Полет" - филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева":

Космическая:

Ракета-носитель "КОСМОС-3М". Предназначена для выведения автоматических космических аппаратов различного назначения массой до 1500 кг на круговые, эллиптические и солнечно-синхронные орбиты высотой до 1700 км. Выведение КА ракетой-носителем "Космос-3М" производится с полигонов Капустин Яр и Плесецк (орбиты с наклонениями 66,74,83,87,3 град. и солнечно-синхронные орбиты).

Космический аппарат "НАДЕЖДА". Является основным элементом международной космической системы поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ", предназначенной для определения местоположения судов и самолетов, потерпевших бедствие.

Космический аппарат "СТЕРХ". Малый космический аппарат "Стерх" космической системы "Надежда-М". Аппарат нового поколения обеспечивает развитие и более эффективное использование системы "КОСПАС-САРСАТ".

Космический аппарат "УНИВЕРСИТЕТСКИЙ". Исследует околоземное космическое пространство и участвует в реализации прикладных и образовательных программ.

Ракета-носитель "АНГАРА". Семейство ракет-носителей "Ангара" - новое поколение носителей на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями.

Авиационная:

Авиамодельный ряд. Истребитель ЯК-9, Реактивный бомбардировщик ИЛ-28, Реактивный пассажирский самолет ТУ-104, Легкий многоцелевой самолет АН-3Т, Транспортный самолет АН-70, Многоцелевой самолет АН-74

Легкий многоцелевой самолет АН-3Т. АН-3Т - легкий многоцелевой самолет, разработки АНТК им. О.К. Антонова (г. Киев) и производства ФГУП ПО "Полет". Короткий взлет и посадка (от 90 метров) позволяют использовать самолет.

Ан-3Т на необорудованных площадках. Это один из немногих в мире самолетов такого класса, на котором разрешаются полеты с подбором посадочных площадок с воздуха в равнинной и холмистой местности.

Ан-3Т - единственный в мире одномоторный самолет, который совершил беспосадочный перелет с Южного полюса до побережья Антарктиды, преодолев расстояние в 1800 км.

Транспортный самолет АН-70. Средний транспортный самолет Ан-70-100 предназначен для перевозки на воздушных линиях гражданской авиации различных грузов, в том числе в контейнерах и на поддонах, самоходной и несамоходной колесной и гусеничной техники.

Многоцелевой самолет АН-74. Многоцелевой самолет короткого взлета и посадки для эксплуатации в любых климатических условиях и географических зонах с возможностью базирования на необорудованных площадках.

Перспективные разработки:

Легкий многоцелевой пятиместный самолет короткого взлета и посадки Т-411 "АИСТ" предназначен для перевозки пассажиров и грузов на расстояние до 1200 км.Конструкция самолета позволяет быстро переоборудовать его для использования в качестве санитарного, самолета гидрометеорологической разведки и экологического мониторинга, аэротакси.

Флагман космической отрасли, долгие годы производивший ракетоносители “Протон” нынче находится в тяжёлом финансовом положении. В октябре 2017 года ЗиХ как и планировалось произвёл рыночную оценку для целей купли-продажи части своей территории (107.3 Га из 140) и недвижимости на ней (всего 221 объект капитального строительства), а в ноябре 2017 провёл акционирование , изменив форму собственности с ФГУП на АО.

ОКС, вошедшие в отчёт об оценке отмечены на карте красным, не вошедшие – зелёным.

Обновление январь 2018:

Новая территория ЗиХ площадью 33 гектара (вместо прежних 140) появилась в Росреестре и на ПКК под номером 77:07:2003:9042.

Территория под предполагаемое отчуждение 107.3 гектара – 77:07:2003:42 или 77:07:0002003:42.

Обновление апрель 2018

Правительство Москвы подберет девелоперов для застройки земель завода им. Хруничева в районе Филевского парка, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

«Были какие-то спекуляции по поводу земли, которая будет освобождаться в Филях, но она, во-первых, будет находиться под контролем Внешэкономбанка и будет реализована в рамках девелоперских проектов, которые будет обеспечивать правительство Москвы. С кем – это уже будет решать [мэр Москвы] Сергей Семенович Собянин», – сказал Рогозин в интервью телеканалу РБК.

Справка из ЕГРН (обратите внимание на форму и дату собственности)

апрель 2018

Принимая во внимание все перспективные инициативы и соглашения последнего времени, а также богатую историю ГКНПЦ им. Хруничева и опыт его сотрудников, мы предлагаем рассмотреть возможность реконструкции и преемственного развития части территории завода в качестве нового образовательного и технологического кластера .

Обновление июнь 2018

Космический центр им. Хруничева освободит более 200 корпусов завода в Филевской пойме, на котором производятся ракеты “Протон” и другая космическая техника. Копия приказа о создании комиссии по высвобождению зданий и сооружений, подписанного генеральным директором Центра Алексеем Варочко, имеется в распоряжении РИА Новости.

Освободить помещения от производственных задач поручено в течение 2018-2019 годов.

Обновление август 2018

МОСКВА, 10 августа. /ТАСС/. Роскосмос рассчитывает создать на московской территории Центра имени М. В. Хруничева новый “Звездный городок” . Об этом в пятницу сообщил журналистам глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

“Раньше предполагалось, что Центр Хруничева реализует московскую территорию, чтобы расплатиться с долгами. Но президент не поддержал это. Вчера я встречался с мэром Москвы [Сергеем] Собяниным, мы договорились, что в сентябре мы проведем большое совместное мероприятие, где будем рассматривать вопрос, уже решенный президентом, о сохранении территории Московского ракетного завода. Мы хотим здесь сделать новый “Звездный городок”, перенести сюда инженерные коллективы наших производств в Москве”, – сказал он на брифинге по ситуации в Центре имени М. В. Хруничева.

Московский ракетный завод остается на своей родной территории. Есть возможность его вовлечения в кооперацию по проекту создания сверхтяжелой ракеты. Поэтому заводу - быть! Также мы будем постепенно развивать его территорию.

Есть планы построить и оснастить здание Инженерного центра, куда переедет КБ “Салют” - разработчик “Ангары”. Также рассматриваем возможность развернуть на этой территории рабочие помещения других наших московских конструкторских и инженерных коллективов. Даже рабочее название придумали для такого объединения - технопарк “Звездный”. Я уже обсуждал идею создания такого космического центра в Москве с мэром Собяниным. Он рад, что завод остается и будет развиваться. Планы по продаже земли в счет долга отверг президент Путин, и коллектив предприятия вновь обрел надежду. Современный завод и Инженерный центр будут строиться по принципам цифрового предприятия. Молодежь с удовольствием придет работать к нам. Деньги на этот центр пока будем изыскивать сами.

Обновление февраль 2019:

“Роскосмос” построит в Москве

Обновление июнь 2019:

На месте ракетного завода в Москве построят гигантский деловой центр

Ссылки на СМИ Известия от 13.01.15, Ведомости от 19.07.16,

Официальную историю ГКНПЦ имени М.В.Хруничева принято отсчитывать с 30 апреля 1916 года (более 100 лет), когда в московских Филях началось строительство крупного завода автомобильной фирмы «Руссо-Балт»

Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева был образован в 1993 году путем обьединения двух старейших московских предприятий космической отрасли - Машиностроительного Завода им. М. В. Хруничева и Конструкторского бюро «Салют», расположенных на общей территории в излучине Москвы-реки. При этом судьба предприятия, получившего новую вывеску уже после распада СССР, оказалась гораздо более удачной, чем у многих научно-промышленных центров в это неспокойное время.

«Хруничев» успешно пережил лихие 90-е и, в отличие от многих других предприятий авиакосмической отрасли, сумел не только сохраниться, но вписаться в новые условия рыночных отношений. Слишком много было желающих и слишком ценным оказалось советское космическое наследство, чтобы наши новые «друзья» позволили ему кануть в небытие. На первом этапе предприятие выживало за счет заказов для космической программы дружественной Индии (криогенный разгонный блок 12КРБ). Потом подоспели контракты на строительство модулей для МКС (Международной космической станции). И главное - центру было позволено выйти со своими изделиями на международный рынок коммерческих услуг, а именно осуществлять запуски космических аппаратов для иностранных заказчиков с помощью надежнейшего отечественного носителя «Протон-К»

Ракета Протон в монтажном корпусе 92А-50
alexpgp

В результате к концу 90-х объема получаемых заказов и получаемой прибыли хватало не только на сохранение уникального коллектива и мощностей (в год осуществлялось от 8 до 12 пусков), но и на некоторое развитие самой необходимой инфраструктуры. В частности, были восстановлены и переоборудованы комплексы подготовки изделий на космодроме Байконур (так называемая 81-я площадка и МИК 92А-50). Сделана модернизация конверсионной МБР (межконтинентальная баллистическая ракета) под коммерческие пуски («Рокот»). Спроектирован и изготовлен новый разгонный блок «Бриз-М». Проведена модернизация старой «рабочей лошадки» предприятия РН «Протон-К» в версию «Протон-М» с новой цифровой системой управления.

Кроме того, центр стал постепенно выходить на ранее не свойственные ему рынки по изготовлению малых космических аппаратов связи и дистанционного зондирования земли для нужд отечественного бизнеса и корпораций. Параллельно медленно и трудно (из-за скудного и эпизодического госфинансирования) развивался проект ракеты-носителя для замены устаревающего «Протона». Это была начатая еще в 1995 году разработка новой перспективной РН «Ангара» модульного типа.

Конверсионная РН Рокот на космодроме Плесецк
mil.ru

Если про общий вектор, то политика старого руководства центра была нацелена на максимальное сохранение и загрузку имеющихся мощностей. При этом часто это делалось за счет перетягивания ресурсов и заказов у других предприятий отрасли (разгонный блок «Бриз-М» конкурировал с аналогичным изделием от НПО «Энергия» - серией блоков «ДМ»). Многие могут назвать такое состояние предприятия вполне успешным, однако с точки зрения отрасли это была скорее медленная стагнация. Все характерные проблемы отечественной промышленности постсоветского периода, естественно, были в наличии. Это постепенное старение и отток кадров, деградация производственной инфраструктуры (как было сказано выше - за редким исключением), исчезновение поставщиков критически важных материалов и комплектующих.

В таком режиме научно-производственный центр постепенно превращался в «космического извозчика», весь научный и инженерный потенциал которого использовался исключительно для решения текущих задач и «затыкания дыр». При этом в спину уже дышали конкуренты, а именно европейские и азиатские поставщики пусковых услуг. Отдельную долю рынка за собой сохраняли США, но развиваемое ими направление коммерческой частной космонавтики находилось тогда еще в зачаточном состоянии.

Однако оставшийся со времен СССР потенциал предприятия в целом был сохранен, и при достаточно умном использовании позволял в случае необходимости возобновить по настоящему прорывные проекты в космической отрасли. Это могли быть новые (в том числе - многоразовые) носители, космические станции, межорбитальные буксиры, тяжелые геостационарные платформы. Эти, и многие подобные проекты периодически прорабатывались специалистами центра, однако все умирало на уровне эскизных проектов и макетов (многоразовая ступень «Байкал»). Интереса со стороны нового руководства страны подобные вещи не вызывали. Вплоть до второй половины 2000-х годов.

Многоразовая ступень Байкал
Цитата "Утро России" 2001 год. russia.tv

Появление в это время дополнительных доходов от возросших нефтяных цен (пик пришелся на 2008 год) привело к тому, что про наукоемкие отрасли и, в частности, космос снова вспомнили. И это, к сожалению, сыграло с ГКНПЦ злую шутку. Под грядущие эпические задачи отечественной космонавтики, поразительно совпадающие с популистскими заявлениями американских президентов, к центру начали (в качестве филиалов) присоединять уже много лет лежащие «на боку» другие предприятия космических и смежных отраслей промышленности. Этот процесс стартовал в 2007 и продолжался вплоть до 2011 года. Всего было присоединено 10 филиалов. Понятно, что все их долги в результате были оплачены ГКНПЦ с расчетом на грядущие государственные инвестиции. До некоторого времени финансовая состоятельность такого конгломерата сомнений не вызывала. Однако почти сразу начались некоторые проблемы. Кроме финансового оздоровления все новые филиалы было необходимо загрузить работой. Были сделаны попытки передать на них с московской площадки изготовление части комплектующих и агрегатов. В результате резко возросла аварийность (с 2007 года в среднем каждый десятый пуск был неудачным).

Специалисты считают причиной участившихся аварий, не только общую деградацию и падение дисциплины в процессе реорганизации, но и низкое качество комплектующих, произведенных «на стороне». Филиалы, не привыкшие к жестким требованиям космической отрасли, часто гнали откровенную некондицию, которая иногда преодолевала уже привыкший к определенному уровню качества входной контроль. При этом в образовавшейся неразберихе и в процессе перетока денежных средств появились возможности финансовых нарушений. В настоящее время несколько руководителей филиалов и бывших руководителей центра а также их заместители находятся под следствием.

Однако на этом проблемы не закончились. Уже к 2014 году стало понятно, что денег больше не будет, так как цены на нефть окончательно рухнули. И тут в условиях бюджетного дефицита центру было предложено разбираться с накопившимися проблемами самостоятельно. К этому моменту операционный долг предприятия составлял более 11,9 млрд руб., а долги перед поставщиками - 14,7 млрд. Для минимальной финансовой стабилизации центру требовалось уже около 56,4 млрд. В результате данная сумма лишь незначительно (15,9 млд.) была погашена государством, все остальное было выделено в качестве коммерческого кредита Внешэкономбанком, Сбербанком и Роскосмосом. И вовсе не по обещанным ранее льготным условиям.

Таким образом, предприятию предстояло выбираться из сложившейся ситуации за счет собственных ресурсов, в том числе и путем так называемой «оптимизации производственной деятельности».

В результате необдуманных действий реформаторов и в связи с резким сокращением государственного финансирования к концу 2014 года в ГКНПЦ имени М. В. Хруничева сложилась катастрофическая ситуация.

Как было описано в конце предыдущей части нашей статьи, выходить из финансового и оргазационного кризиса конца 2014 года центру Хруничева предстояло самостоятельно. Вместо восполнения образовавшегося дефицита средств из Роскосмоса был назначен новый исполняющий обязанности генерального директора Андрей Калиновский, ранее занимавшийся производством самолета «Сухой Суперджет 100» в Новосибирске и в Комсомольске-на-Амуре.

Уже через короткое время им была представлена соответствующая программа финансового оздоровления.

Основным источником недостающих средств план Калиновского предусматривал продажу более 60% территории предприятия (более 100 гектаров) в Москве и перенос большинства технологических операций в Омское производственное объединение «Полет». В первую очередь это касалось производства перспективной РН «Ангара». Кроме того, планировалось избавиться от большинства «непрофильных» задач (например - малых спутников и модулей космических станций). Снова предполагалось максимально использовать ресурсы имеющихся филиалов и «аутсорсинг», уже целенаправленно отдав туда большинство технологических цепочек. На словах все это делалось исключительно для сокращения издержек и повышения производительности труда, а также оптимизации использования производственных площадей и транспортных потоков. Но главное - в итоге опять же освобождалась дорогая московская земля, нужная для погашения набранных кредитов.

А.Калиновский. Перемены необходимы
Усач Тимофей © ИА Красная Весна

Понятно, что поставленное во главу угла специалистом, ранее не имеющим отношение к космонавтике, «финансовое оздоровление» очень скоро принесло свои печальные плоды. «Эффективный менеджмент» выразился в окончательном развале московской площадки и массовом оттоке кадров из центра. При этом перенос производства РН «Агара» в Омск фактически провалился. Улетевшая в конце 2014 года «Ангара-5» была изготовлена в основном силами московских специалистов, попытки изготовить «Ангару» на базе завода «Полет» привели к провалу. По причине неспособности обеспечить то самое качество. В результате в конце 2016 года прокуратура направила в суд материалы о привлечении руководителя предприятия «Полет» Михаила Остроушенко к административной ответственности за срыв гособоронзаказа.

Сокращение площадей, «оптимизация» смежников и поставщиков комплектующих по ракете «Протон-М» привела к почти полной остановке ее выпуска. Так в 2016 году было осуществлено только 3 пуска, в 2017 всего 4. В результате в 2016 году Россия впервые с 1999 года осуществила меньше пусков, чем США, и впервые в истории меньше, чем Китай! Напомним, что ранее ежегодно запускалось от 8 до 12 «Протонов». При этом «авиационные» подходы Калиновского к производству ракет вызывали только недоумение у специалистов. Требования к массовому совершенству конструкции, к герметичности и надежности для космонавтики всегда отличались от принятых в авиации. Не говоря уже о другой серийности и неизбежной неравномерности загрузки производства. Кроме того отсутствовало понимание, что очень часто специалист в данной области (рабочий или инженер) является штучным «продуктом». Рабочие годами вырабатывают своеобразное отношение к качеству выполняемых операций, постоянно взаимодействуют с инженерным составом и контролерами и их просто невозможно заменить на первого попавшегося местного «гастарбайтера». А передача знаний от старшего поколения инженеров к молодежи в условиях реорганизации и массовых сокращений также чревата неожиданными «провалами».

Вывоз «Ангара-А5» на стартовый комплекс
mil.ru

Результат этого отношения - не только неспособность производить качественные комплектующие и изделия в условиях новоявленных филиалов, но и продолжающаяся печальная история с очередным модулем для МКС «Наука» (бывший дублер запущенного в 1998 году модуля «Заря»). Сроки его подготовки ежегодно срываются из-за занесенных в процессе доработки загрязнений. Почему стружка попала в топливную систему, при том что технология подобных операций отработана годами? Почему новым руководством не были привлечены к работам соответствующие специалисты? Объяснить это можно только разрушением технологической преемственности и связей уже внутри самого предприятия. И хотя это произошло еще до назначения руководителем Андрея Калиновского, полученный «урок» не был усвоен!

Разгрому подверглась и вторая часть ГКНПЦ - КБ «Салют». Производственная часть КБ (опытный завод) была закрыта еще до начала программы «оздоровления». А вот при Андрее Калиновском окончательно была ликвидирована лабораторная и испытательная база в Москве, а бывшая территория КБ уже полностью освобождена под застройку. При этом в пустых помещениях было брошено или списано уникальное оборудование. Корпуса со специальными фундаментами (для проведения вибрационных испытаний) ждут своей печальной участи, а оставшиеся после сокращений немногие сотрудники переселены на территорию серийного завода. Был озвучен план создания из оставшихся инженеров так называемого «Центра компетенции». Вопросы по разработке и внедрению новых технологий, проведению опытно-конструкторских работ, контролю и испытаниям изделий из данной «компетенции» теперь уже точно выпали. Вопрос, на сколько хватит ее остатков (компетенции) хотя бы для проведения авторского надзора за уже выпускаемыми изделиями в условиях массовых сокращений, остается открытым.

Модуль "Наука" (MLM)
nasa.gov

Впрочем, некоторые нововведения Андрея Калиновского можно назвать условно разумными. Это внедрение электронного учета и планирования выполняемых работ и сдельной оплаты для инженерно-технического персонала. Однако часто к повышению производительности труда такая автоматизация не приводит, а только усложняет бюрократические процедуры. А вот «сдельщина» с одной стороны позволила увеличить зарплаты части востребованных специалистов, но с другой - увеличила конфликтность между сотрудниками и подразделениями. Часть старых специалистов и отделов, выполняющих рутинную работу были посажены на голодный паек. Кроме того постоянные реорганизации и переезды значительно увеличили отток опытных кадров. Дополнительно были уволены большинство руководителей высшего и среднего звена, в основном из-за несогласия с проводимыми «реформами», а вместо них назначены бывшие соратники Калиновского по прежним местам работы.

В связи с новой политикой руководства количество контрактов на запуски «Протонов» стало стремительно сокращаться. Ставка была сделана на успешно испытанную в 2014-м перспективную «Ангару».

Однако уже в 2016 году всем стало понятно, что новый пуск данной ракеты (в тяжелой модификации «Ангара-5») мы в ближайшее время не увидим. Тут же руководство центра стало озвучивать идеи о ненужности, бесперспективности и дороговизне злосчастной «Ангары» и созданию непонятных огрызков из старого «Протона» по имени «Протон Лайт». И это почти сразу после предыдущих заявлений о скорейшем свертывании производства «старой» ракеты и выхолащивания ракетного КБ.

27 июня 2017 года Андрей Калиновский неожиданно покидает свой пост и уходит в «Роскосмос» на должность исполнительного директора по обеспечению качества и надежности. Официально звучат сообщения о достигнутых высоких результатах бывшего директора центра на занимаемом ранее посту. Говорится о повышении зарплат, сокращении долга и обещанном ранее повышении производительности труда. На освободившуюся должность назначается Алексей Варочко, бывший директор и главный конструктор КБ «Мотор» («Мотор» специализируется на наземном оборудовании ракетных и космических комплексов). Который практически сразу отменил все нововведения прежнего руководства в плане реорганизации производства на московской площадке.

Приход в июне 2017 года нового генерального директора ГКНПЦ привел лишь к изменению стиля руководства но не изменил общий вектор, направленный на постепенную ликвидацию старейшего предприятия космической отрасли.

Новый руководитель центра Хруничева Алексей Варочко в целом пока продолжает политику прежнего руководства.

В ноябре 2017 года было завершено акционирование бывшего федерального государственного унитарного предприятия в акционерное общество. А уже в январе 2018 года Варочко заявил о том, что центру срочно требуется дополнительная финансовая поддержка правительства в размере минимум 30 миллиардов рублей. В том числе и на обслуживание предыдущего кредита в сумме 4,5 миллиарда ежегодно! Вот такая «финансовая стабилизация». При этом все планы по реализации земли Хруничева в Москве и полному переносу производства в Омск пока остаются в силе. Дополнительно на предприятии вводятся жесткие меры экономии на премиях и зарплатах сотрудников. О былой «сдельщине» приказано забыть. Планируются новые сокращения и реорганизации с весьма туманными перспективами. Говорить подробно о них еще рано, поскольку планы у нового руководства постоянно меняются. Однако уже озвучено, что часть филиалов (Воронежский механический завод и Конструкторское бюро химического машиностроения имени A. M. Исаева) в мае-июне 2018 года предстоит выделить из состава центра и передать НПО «Энергомаш». Что касается злополучной «Ангары» - была названа дата второго запуска ее тяжелой модификации. Не ранее 2022 года! После первого успешного пуска (в 2014 году) к тому времени пройдет 8 лет. Такова цена переноса производства с московской площадки.

Первый испытательный пуск «Ангара-А5»
mil.ru

При этом стоит отметить, что практически сразу после ухода Калиновского (июль 2017 года) руководством Роскосмоса также было заявлено о резком изменении планов в отношении «Ангары». Ставка теперь делается на якобы более дешевый и перспективный проект «Феникс» (носитель «Союз-5»). Именно под него теперь верстаются все планы полета нового пилотируемого космического корабля «Федерация». Есть правда одно «но»! «Союз-5» по факту является глубокой модификацией старого доброго российско-украинского «Зенита», и вся экономия сводится в использованию уже имеющейся «зенитовской» наземной инфраструктуры на космодромах «Байконур» и «Плесецк». Под него также рассчитан недавно выкупленный российской фирмой S7 «Морской старт». При этом новой пилотируемой ракеты еще нет и несмотря на имеющийся задел ей еще предстоит пройти полный цикл от проектирования до летных испытаний. Более того, использование наследника «Зенита» для пилотируемых запусков потребует не только пересмотра многих параметров ракеты, но и дооснащения под соответствующие цели имеющихся СК. Так что заявленная дешевизна (по сравнению с «Ангарой») в окончательном варианте может весьма сильно отличаться от озвученной ранее. Кроме того, знакомство с современными реалиями вызывает сомнение, что до 2022 года (предполагаемая дата начала испытаний «Федерации») будет обеспечена полная готовность новой ракеты. При этом, как было сказано, в вину «Ангары» ставится не только ее дороговизна, но и «бесперспективность». Потому как основная сборочная единица ракеты УРМ (универсальный ракетный модуль) изначально рассчитывался на малые полезные нагрузки (около двух тонн для «Ангары-1.1»). Соответственно, даже с перспективным водородным разгонником максимальная связка таких блоков в конфигурации «Ангара-5В» ограничена полезной нагрузкой в пределах 30-35 тонн. Другое дело еще не созданный «Феникс», очень похожий по габаритам на «Falcon 9» и тянущий по проекту до 17 тонн в одноблочном варианте. Заявляется, что из его блоков можно собрать сверхтяжелый носитель по аналогии с недавно летавшим «Falcon Heavy» и даже больше. Правда скромно умалчивается, что «зенитовский» старт на такую модификацию изначально не рассчитан. И экономии на наземной инфраструктуре для будущего тяжелого носителя в этом случае явно не получится. При этом под грядущие туманные перспективы «Феникса» уже отказались как от пилотируемого варианта «Ангары», так и от строительства под нее второго стартового комплекса на космодроме «Восточный».

«Ангара-А5» в монтажно-испытательном комплексе
Анрей Моргунов. mil.ru

Возникает естественный вопрос, связанный с такими резкими поворотами в политике Роскосмоса. В чем истинная причина внезапно возникшей потребности сэкономить на одном стартовом комплексе и пуститься в менее затратные (только на первом этапе!) разработки нового космического проекта «с нуля»? Причина во временных финансовых трудностях государства или понимание того, что в ближайшем будущем мы новой летной «Ангары» в любом случае не увидим? На наш взгляд - исключительно по причине безответственных действий прежнего руководства, сначала доведших самодостаточное и вполне успешное предприятие до финансовой ямы, а затем проводившего необдуманные «реформы» с целью компенсировать собственные ошибки и просчеты. Иначе как объяснить, почему ради гипотетического «Феникса» в небе срочно понадобилось придушить уже имеющуюся в руках синицу по имени «Ангара»?

Или это обычная попытка за дымовой завесой новых громких заявлений скрыть собственные провалы?

Итак, что мы имеем в итоге.

В начале реформ - стабильно работающее и умеренно развивающееся предприятие с очень хорошими позициями на международном рынке стартовых услуг.

В конце - разгромленные производственная и научная база, почти утраченная способность производить старый «Протон» и сорванное производство перспективной «Ангары». В дополнение к этому огромные долги и безнадежно утраченные позиции на мировом рынке коммерческих пусков.

Многоразовые ступени Falcon Heavy при посадке
SpaseX

Ближайшие сроки, когда возможно будет попытка вернуться на мировой рынок в области тяжелых носителей (с «Ангарой» или уже новым «Фениксом») плавно уходят за 2022 год. Понятно, что все это время в образовавшейся нише будут резвится наши конкуренты, прежде всего инициативный и нахальный Илон Маск со своим Falcon различных модификаций. И снова пустить нас на этот рынок желающих будет мало. Про утраченные технологии, опытных специалистов, научную и производственную школу можно пока не вспоминать, эти понятия сложно поддаются измерению в денежном эквиваленте. Также скромно умалчивается вопрос о том, кто теперь будет изготавливать модули для новой российской орбитальной станции, планы на которую строят после 2024 года (завершение эксплуатации МКС). Хруничев делал большинство модулей для нее, но это уже явно в прошлом. Планов по продолжению эксплуатации московской площадки даже в виде оставшегося обрубка после 2025 года не озвучивалось. По последней информации от сотрудников, к лету 2018 года снова готовятся массовые сокращения

В «плюсах» имеем освобожденную для коммерческой застройки сотню гектаров дорогой московской земли, вокруг предстоящей продажи которой уже начались странные игры, в том числе и с участием московской прокуратуры.

Если не знать предыстории, то полученный результат сильно напоминает обычный рейдерский захват. Именно так трактуют события вокруг Хруничева некоторые СМИ. Имеем мы дело с элементарной глупостью и некомпетентностью современных российских чиновников, в руках которых оказалась судьба отечественной космонавтики, или за этим стоят политические интриги и тонкий и корыстный расчет - покажет время. Но в любом случае фактическое уничтожение одного из ведущих предприятий отрасли может сильно сказаться не только на престиже и развитии космонавтики, но и на обороноспособности нашей страны в непростых современных условиях.

Копия чужих материалов


А Вы говорите реновация! Читаем и думаем, -

Я уже писал в блоге о сложной ситуации в Центре им. М. В. Хруничева, в продолжение истории привожу письмо сотрудников космического предприятия, в котором озвучены основные проблемы, угрожающие будущему ЦиХа
Фактически, сейчас мы стоим у точки невозврата. В России сейчас нет другого предприятия, способного производить ракеты тяжёлого класса в ближайшие 10 лет. А это и спутники на ГСО, и крупные межпланетные аппараты.
К сожалению, в отличие от научного сообщества, сотрудники космических предприятий, особенно с оборонным уклоном, не имеют возможности открыто бороться за спасение своих предприятий. И вообще это очень странно звучит. Это говорит об отсутствии у руководства страны функциональной обратной связи, что может привести к очень плачевным последствиям уже в ближайшее время.
Репост и распространение этого письма может изменить ситуацию (во всяком случае есть небольшой шанс):

«ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, отметивший в прошлом году своё столетие, находится в тяжелейшем кризисе за всю свою истории. Ни лихолетье революции, ни Великая Отечественная, ни даже 90-е, не смогли довести предприятие до того плачевного состояния, в котором оно находится сейчас.

Уже почти год (с 9-го июня 2016-го года) не летает ракета-носитель «Протон-М», резко сократилось число заказов на запуск спутников. С момента первого пуска новой ракеты «Ангара» минуло 3 года и её летные испытания всё никак не возобновятся.

Сотрудники массово увольняются с предприятия, как в рамках мероприятий по «оптимизации численности», так и по собственному желанию, так как не желают больше работать под руководством «оптимизаторов». Мы уже почти потеряли возможность запускать тяжелые спутники на ГСО, что несёт прямую угрозу обороноспособности России. В чем же причина? В реализации программы финансового оздоровления, разработанной и принятой к реализации командной «эффективных менеджеров» А. В. Калиновского, возглавившего летом 2014 года предприятие.

Полностью перестраиваются производства в Москве и Омске. Основной целью этой перестройки является сокращение площадей, занимаемых предприятием, с их последующей продажей под застройку, как в Москве , так и в Омске. Всё это под лозунгом «бережливого производства», «Lean-технологий» (от англ. Lean – неприбыльный, невыгодный, худой (от слова худо), скудный, непродуктивный).

В результате реализации этих планов полноценное производство «Ангары» в Омске так и не налажено, в Москве же её больше не собирают, так что в результате ввод ракеты в серию и замена ей «Протона» откладываются всё дальше, а средства на это продолжают расходоваться.

Генеральный директор ГКНПЦ им. М. В. Хруничева Андрей Владимирович Калиновский в Омске (фотографии предоставлены сотрудниками ЦиХа)

С «Протоном» ситуация просто плачевная – его старое производство развалено, часть деталей и заготовок теперь делается в филиалах за тысячи километров от Москвы. Довольно часто филиалы не могут выполнить обработку изделия полностью на своем оборудовании, и ради некоторых операций его приходится везти из Омска или Усть-Катава в Москву, а потом обратно. Это приводит к лишней трате времени и денег на транспортировку. Часть рабочих с завода в Москве была сокращена, часть – переведена в простой на 2/3 оклада.
Эти мероприятия они гордо именуют «изменением конфигурации производства и сокращением накладных расходов».

В «КБ Салют», занятом конструкторским сопровождением существующих проектов и разработкой новых, ситуация не лучше, чем на заводе. Во-первых, в результате «выработки мотивационной модели», была внедрена новая система оплаты труда. Отменили часть надбавок – за учёные степени и знание иностранного языка и привязали премию к объему выполненной работы. Он при планировании учитывался через нормо-часы, причем по части работ давно оторвался от фактических временных затрат, как в большую, так и в меньшую сторону. Но нормативы по трудоёмкости так и не пересмотрели, потому часть подразделений оказалась в шоколаде, а часть – на голодном пайке с голым окладом. Разумеется, это привело к уходу части специалистов по собственному желанию, причем отнюдь не пенсионеров. Также это резко обострило отношения между подразделениями – бесплатно никто работать не хочет. В результате то, что раньше решали в рабочем порядке, теперь делается только через высокое начальство.

Во-вторых, в целях дополнительного стимулирования сотрудников было решено установить в части подразделений т.н. «доски визуализации» - порождение сумрачного гения Lean-технологов. Только вот их японцы придумали для конвейерного производства, а не для выпуска такой штучной продукции, как ракеты и уж тем более не для проектно-конструкторских работ. Но куда им это понять, они же не инженеры! В настоящее время весь этот бардак ещё и переводят в электронный вид, запихивая в используемую на предприятии САПР – NX от фирмы «Сименс», абсолютно не заботясь о доработке интерфейса для удобства работы. Для ведения дел в этой системе требуется человек на полный рабочий день. Так же сложно понять, как использование иностранной программы вяжется с политикой импортозамещения, особенно при наличии отечественных аналогов так и соображений секретности.

Но не смотря на отсутствие знаний и опыта в области разработки ракетно-космической техники, А. В. Калиновский и его команда не забывают генерировать и новые идеи в области ракетостроения, чему примером служит многострадальный проект «Протон-Лайт», представленный публике в прошлом году. Заооптимизировав «Ангару» и практически остановив производство обычного «Протона», они решили его изуродовать, породив новые версии, как будто ракета – это детский конструктор, а не сложная техническая система. Любому грамотному специалисту изначально была очевидна химеричность данного замысла, но чтобы руководство поняло, что изначальный вариант плох, а поставленные сроки – нереальны, потребовался год проработки всем коллективом КБ, что ещё больше увеличило долги предприятия. Но полностью от него Калиновский отказаться не смог – а потому, ещё немного поигравшись «в кубики», представили новую версию, более реалистичную. Зачем вообще плодить химеры на базе ракеты, который и так летать только до 2025-го года и которую хозяева космодрома Байконур отнюдь не хотят видеть и дальше отравляющей их территорию их страны. Но зато на неё уже заключают новые контракты, хотя самой ракеты ещё нет.

Отдельно стоит упомянуть и управленческие достижения нового менеджмента. Для начали они переименовали управленческую структуру Центра в «Головной Офис», а потом наплодили в ней новые департаменты, дирекции и отделы. Вслушайтесь, как красиво звучит – «Директор Дирекции»! Сразу видно, человека не зря возят на работу на шикарной служебной машине и он не зря получает большую зарплату. Часть новых управленцев А. В. Калиновский привел с собой из Комсомольска-на-Амуре, часть набрал в филиалах предприятия в Омске и Усть-Катаве. И разумеется им обеспечены солидные зарплаты.

Был заменён состав финансовых и юридических служб, реорганизована работа с поставщиками и клиентами. Результатом же стало то, что они просто не хотят больше иметь с нами никаких дел – сделанные работы вовремя не оплачивались, а заказанная у нас продукция не поставлялась в срок. Согласно бухгалтерскому балансу за 2016-й год, сумма исковых претензий к предприятию составляет уже 9,5 млрд. рублей.

К тому же перестройка производства и разработка новых проектов проводится за счёт заемных средств. Сумма кредитов и займов, висящих на предприятии, за время работы А. В. Калиновского успела удвоиться и с 28 млрд. рублей возросла до 52 млрд. рублей. А в качестве залога по кредиту идёт территория московской площадки предприятия. Есть ещё и долги поставщикам, и они сравнимы по величине с задолженностью перед банками.

Итоговый ущерб, нанесенный реформаторами государству уже сравним, если не превосходит объём хищений на многострадальном космодроме «Восточный».

Необходимо срочно сменить руководство предприятия и провести новый конкурс на должность генерального директора. Также следует пересмотреть программу финансового оздоровления и остановить процесс акционирования, пока производство окончательно не развалили и не распродали территорию под застройку. Цеха ещё стоят, а коллектив не полностью разбежался, так что ещё есть надежна восстановить нормальную работу предприятия».

Этапы сокращения территории ЦиХа