Что такое т группа. История т-групп

(Тренинг развития личности в межличностном пространстве)

Этот вид тренингов своим появлением обязан известному социальному психологу Курту Левину, который работал над пробле­мами групповой динамики и социального действия. К. Левин разрабатывает свою тео­рию поля - жизненного пространства, под которым он понимает «совокупность сосуще­ствующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время». Эта совокупность факторов охватыва­ет и личность, и ее психологическое окруже­ние, образуя единое психологическое поле. К. Левин впервые употребляет термин «груп­повая динамика».

Собственно Т-группы (тренинговые группы) берут свое начало в 1945 г. на занятиях лабораторным тренингом под руководством К. Левина. В 1947 году в США создается Наци­ональная лаборатория тренинга.

Т-группы стали предшественницами боль­шинства видов психологической работы с группами, которые объединяются у нас поня­тием «социально-психологический тренинг». Цели лабораторного тренинга обычно содер­жат следующие основные аспекты:

Развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне;

Понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (таких, как размер группы и членство);

Постижение межличностных отношений в группе для более эффективного взаимо­действия с другими;

Овладение умениями диагностики индиви­дуальных, групповых и организационных проблем - например, разрешение конф­ликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплоченности.

Различные направления Т-групп роднит между собой и общее понимание принципов и элементов групповой динамики, в понятие которой входят пять основных элементов: це­ли группы и нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы и фазы ее развития.

Немаловажную роль в работе тренинговых групп играет обратная связь, которая предпо­лагает получение информации от окружаю­щих о том, как они воспринимают наше пове­дение. Такая информация часто открывает че­ловеку то, что ускользает от его сознания, но очевидно для окружающих людей. Обратная

связь позволяет участникам группы корректи­ровать неадекватный образ действий и вы­рабатывать более оптимальную стратегию по­ведения. Для того чтобы перестройка неэф­фективных стереотипов проходила в психо­логически безопасных условиях, участникам Т-групп предлагается возможность экспери­ментирования с собственным поведением в искусственно созданной среде, в атмосфере поддержки и доверия. Впоследствии приобре­тенный опыт можно использовать в реальной жизни. В этой возможности кроется одна из причин большой популярности Т-групп. Кро­ме того, участники тренинга получают от тре­нера необходимую психологическую инфор­мацию и приобретают такие навыки успеш­ного общения, как описание поведения, ком­муникация чувств, активное слушание и кон­фронтация.


В настоящее время в мире существует мно­жество разновидностей Т-групп, порой смы­кающихся с иными направлениями тренинга. Взяв свое начало из групп тренинга базовых умений, сейчас Т-группы разделились на три основных течения:

Общее развитие индивидуума (группы сензитивности),

Формирование и исследование межлично­стных отношений,

Организационное развитие - подход, в рамках которого специалисты работают над улучшением деятельности целых орга­низаций путем оптимизации трудовых взаимоотношений.

В Т-группах при достаточной квалифика­ции тренера участники приобретают ценные коммуникативные умения, опыт анализа меж- 1 личностных взаимоотношений и групповой динамики, начинают лучше осознавать собственные и чужие потребности, расширяют диапазон своих поведенческих возможно­стей, становятся более подготовленными к решению жизненных проблем, вырабатывают адекватную самооценку и становятся более восприимчивыми к чувствам других людей. Однако следует правильно соотносить вы­бранную форму тренинга с той целью, кото­рой хотелось бы достичь, и использовать Т-группы избирательно.

Бихевиорально ориентированные группы (Б-группы). (Тренинг жизненных умений)

В западной психологической традиции основоположником научного бихевиоризма считается русский ученый И. П. Павлов, но отечественные психологи упорно выдвига­ют вперед имя Джона Уотсона, считая, что И. П. Павлов вовсе не был бихевиористом и что Д. Уотсон, обосновывая свое учение, сузил и исказил его идеи.

Бихевиоризм неоднократно характеризо­вался как вульгарно-механистический, анти­гуманный подход, полностью лишенный вни­мания к движениям тонкой человеческой ду­ши. Однако опыт показывает, что в своей при­кладной части методы бихевиористов работа­ют и отвечают ожиданиям, несмотря на их се­рьезную и длительную критику. До тех пор, пока от этих методов ожидают помощи в при­обретении именно поведенческих навыков и умений, принципы бихевиоризма срабатыва­ют зачастую лучше других обучающих подхо­дов. Если ведущий тренер заинтересован, на­пример, в выработке определенных стереоти­пов поведения, помогающих справляться с те-

ми или иными жизненными проблемами, ему стоит обращаться именно к бихевиоризму.

В самом элементарном виде суть бихевиоральной терапии состоит в следующем: если свой опыт человек приобретает посредством научения, то для исправления неадекватного поведения необходимо отучить его от неэф­фективных реакций и переучить, выработав более адаптивные реакции (все строго по тео­рии И. П. Павлова).

Б-группы имеют определенное сходство с Т-группами в том, что занятия в этих группах непосредственно связаны с выработкой опре­деленных навыков социального взаимодейст­вия, проявляющихся на уровне поведения, так как изменение реакций может осуществиться только в присутствии и при помощи окружа­ющих людей, то есть самой группы тренинга.

Работа в данных группах направлена на осознание каждым индивидуумом неэффек­тивных способов общения, которыми он по­льзовался или пользуется до сих пор, и опро­бование новых видов поведения в безопасном окружении. Но если в Т-группах важное зна­чение придается процессам групповой дина­мики, то в Б-группах групповая динамика в принципе не рассматривается как нечто су­щественное или же принимаются в расчет су­губо прагматические ее стороны, то есть с точ­ки зрения непосредственной помощи каждому члену группы.

Занятия поведенческим тренингом в Б-группах не ставят перед собой глобальных задач развития и роста личности или реализа­ции человеческого потенциала. Они форму­лируют свои цели значительно скромнее и конкретнее. Обычно эти занятия называются тренингами жизненных умений (или просто умений). Их задача - обучить участников справляться с теми или иными проблемами,

выработать умение приспосабливаться к оп­ределенным жизненным обстоятельствам. Так, например, существуют тренинги для преодо­ления боязни летать или для решения жиз­ненных проблем, связанных с переменами в карьере. Это примеры узкоспецифических разновидностей групповой работы. В других группах поведенческого тренинга могут отра­батываться более общие умения, например, преодоление тревожности или улучшение вза­имоотношений (управление тревогой, плани­рование карьеры, принятие решений, родите­льские функции, коммуникативные умения и тренинг уверенности в себе).

В настоящее время, согласно исследовани­ям разных авторов, групповая бихевиораль-ная терапия не уступает индивидуальной по своей эффективности и зачастую превосхо­дит некоторые другие психотерапевтические направления, такие, как, например, индивиду­альный психоанализ.

Одной из типичных методик проведения Б-групп является репетиция поведения.

1.- Участникам демонстрируется модель оп­тимального поведения в какой-либо ситуации (моделирование может происходить как с по­мощью видеотехники, так и в виде эпизода ролевой игры в группе).

2. Затем наступает фаза репетиции, когда участник опробует новый тип поведения или его фрагмент. При этом руководитель помо­гает ему, подсказывает при необходимости или предоставляет обратную связь, т. е. прово­дит инструктаж.

3. Наконец, наступает фаза подкрепления, т. е. поощрения за успешные действия, в виде положительных реакций группы и руководи­теля или каких-либо наград. Существует и возможность отрицательного подкрепления неудачных действий (наказания), но следует

помнить, что в данном случае сильным отри­цательным подкреплением могут служить не­одобрительные реакции в группе или просто отсутствие положительной обратной связи.

Чтобы успешнее переносить приобретен­ный в группе навык в реальную жизнь, участ­ники тренинга часто получают домашние за­дания.

Т-группа

(от англ. training group - группа тренинга) - малая группа , создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения (см. ); развитие самопознания. Возникновение Т-г. относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики . Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи - проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин - тренинг чувствительности). Т-г. относятся к совокупности методов так называемого экспериментального обучения - т. е. обучения посредством переживания опыта . Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, опробирование новых форм общения . ведущего, называемого тренером или фасилитатором (см. ), состоит прежде всего в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Т-группа

Группа, создаваемая для воздействия на ее членов в системе отношений межличностных - с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия (см. ). Первые Т-группы возникли как практическое приложение школы динамики групповой К. Левина. Ныне они - одна из самых распространенных моделей исследования отношений межличностных, стадий развития группы, и пр.

Для Т-групп характерна:

1 ) кратковременность существования - от нескольких дней до недель;

2 ) отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации.

Основной метод в т-группах - свободная дискуссия без предварительно принятого плана (см. ), сочетаемая с играми ролевыми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь» - анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности - без обращения к прошлому опыту участников.

Условие успешной работы Т-групп - климат взаимного доверия, стимулирующий участников на установление отношений межличностных, на кои они обычно не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих процессов. Создание климата доверия обеспечивается особой формой ведения группы тренером (ведущим). Обучение - развитие чувствительности к процессам групповым - происходит преимущественно через переживание участниками многогранного группового опыта.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Т-группа Этимология.

Происходит от англ. training-group - тренинг-группа.

Категория.

Форма психотерапии.

Специфика.

Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их.

Литература.

(Eds.) Brandford L., Gibb J., Benne K. T-Group Theory and Laboratory Method. N.Y., 1964


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "т-группа" в других словарях:

    Группа советских войск в Германии - Группа советских оккупационных войск в Германии, Группа советских войск в Германии, Западная группа войск. (ГСОВГ, ГСВГ, ЗГВ). Эмблема ВС Годы существования 10 июня 1945 года 31 августа 1994 года Страна … Википедия

    Группа пользователей Linux - Группа пользователей Linux, LUG (от англ. Linux User Group) некоммерческое, неформальное объединение пользователей операционных систем Linux. Основными целями группы пользователей чаще всего являются взаимная поддержка и обмен… … Википедия

    Группа советских военных специалистов в Корее - Группа советских военных специалистов в Корейской Народно Демократической Республике … Википедия

    Группа советских военных специалистов на Кубе - (ГСВСК). 200пкс Памятный знак Годы существования 1962 1993 года Страна … Википедия

    Группа советских военных специалистов в Египте - Советские военные … Википедия

    ГРУППА - множество, на к ром определена операция, наз. умножением и удовлетворяющая спец. условиям (групповым аксиомам): в Г. существует единичный элемент; для каждого элемента Г. существует обратный; операция умножения ассоциативна. Понятие Г. возникло… … Физическая энциклопедия

    Группа (математика) - Теория групп … Википедия

    группа - ы, ж. groupe m., нем. Gruppe <, ит. gruppo. 1. иск. Несколько фигур (лиц, предметов), составляющих композиционно единое целое. Сл. 18. Посредине ниш в которой группа ввиде великолепной женщины стремя гениями. 1765. МАХ 102. Мирон работник… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Группа периодической таблицы - Группа периодической системы химических элементов последовательность атомов по возрастанию заряда ядра, обладающих однотипным электронным строением. Номер группы определяется количеством электронов на внешней оболочке атома (валентных электронов) … Википедия

    Группа Ли - Группа (математика) Теория групп … Википедия

    Группа Пуанкаре - Группа (математика) Теория групп Основные понятия Подгруппа Нормальная подгруппа Факторгруппа … Википедия

T-groups) Т-г., или тренинговая группа, возникла летом 1946 г. в результате обязанного счастливому случаю события на семинаре по внутригрупповым отношениям. Исследовательский коллектив возглавлял Курт Левин. По окончании семинара, на "разборе полетов", четыре ведущих семинар сотрудника пришли к выводу, что использование группового процесса в качестве программы изучения развития группы и предпринимаемых действий было важным открытием, нуждавшимся в дальнейшей разработке. Эти авторы ввели четкое разграничение между групповой терапией, ориентированной на интраперсональную динамику участников, и Т-г., ориентированной на изучение развития группы, динамики лидерства/членства и процессов межличностного взаимодействия. В 1950-е гг. представители разных профессий начали адаптировать Т-г. к собственным нуждам. Специалисты, ориентировавшиеся на клинические, личностно-центрированные задачи, разработали "группу встреч" (encounter group), проявляя особый интерес к развитию личности в результате вовлечения индивидуума в процесс интенсивного группового взаимодействия и межличностной обратной связи, получаемой от др. членов группы при содействии профессионального ведущего. Др. специалисты проявили заинтересованность в создании малых рабочих групп (small face-to-face work groups) в качестве единицы, играющей решающую роль в повышении организационной продуктивности. В целом ряде экспериментов были предприняты попытки адаптировать процесс Т-г. к работе с естественными (полными) производственными группами. В 1960-1970-е гг. в рамках движения за личностный рост была предпринята адаптация Т-г. для целей самоисследования, освобождения индивидуума от блокировки в личностном и межличностном функционировании. Все это представляло собой весьма значительный отход от первоначальной задачи Т-г. - изучения группы и интерперсональной динамики. В 1980-е гг. вновь оживился интерес к тезису Левина о том, что малая первичная (face-to-face) группа представляет собой важное связующее звено между большой системой и конкретным чел. С повышением внимания к качеству трудовой жизни, имеющему отношение как к производительности труда, так и к психич. здоровью, все более очевидным становится то, что поддерживающая первичная группа яв-ся важным связующим звеном между организационной системой и человеком, в силу чего навыки и ценностные ориентации, формированию которых способствует опыт участия в Т-г., приобретают новое значение. См. также Групповая динамика Р. Липпитт

Т-ГРУППА

группа людей, собирающихся вместе с целью повышения культуры и навыков общения, которая достигается в процессе обсуждения между ними их проблем и взаимоотношений. Такие группы иногда формируются в процессе обучения персонала психиатрических клиник (в Великобритании).

Т-группа

Словообразование. Происходит от англ. training-group - тренинг-группа.

Специфика. Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их.

Литература. (Eds.) Brandford L., Gibb J., Benne K. T-Group Theory and Laboratory Method. N.Y., 1964

Т-группа

англ. training group - группа тренинга] - малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения; развитие самопознания. Возникновение Т-г. относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи - проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин - "тренинг чувствительности"). Т-г. относятся к совокупности методов так наз. экспериментального обучения - т.е. обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, апробирование новых форм общения. Роль ведущего, называемого тренером или фасилитатором, состоит прежде всего в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса. Л.А. Петровская

T-ГРУППА

от англ. training group – группа тренинга) – малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения; развитие самопознания. Возникновение T.– г. относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи – проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин – «тренинг чувствительности»). T.– г. относятся к совокупности методов т. н. экспериментального обучения – т. е. обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, апробирование новых форм обучения. Роль ведущего, называемого тренером, или фасилитатором, состоит, прежде всего, в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Одной из типичных личностных причин конфликтов является неумение человека грамотно организовать свое взаимодействие с окружающими. В этом случае конфликт возникает не из-за реальных и значимых противоречий, а по причине ошибок, допущенных человеком в общении с другими. Обучение в Т.– г. помогает человеку понять значимость общения, осознать его многочисленные трудности, овладеть первичными навыками оптимизации межличностного взаимодействия, в т. ч. предупреждения и разрешения конфликтов.

(Т-группы) пронизывают, по существу, все типы группового обучения. В известном смысле Т-группа - это душа всей системы активной социально-психологической подготовки в США. В отечественной литературе этот опыт хорошо отражен в публикациях Н. Н. Богомоловой, Ю. Н. Емельянова, Л. А. Петровской и др. Хотя ситуации, возникающие при обучении в Т-группе, довольно разнообразны, количество общих признаков, стимулирующих потенциал обучения, может быть сведено к - 4 основным:

1) акцент на взаимоотношениях между участниками группы, развивающихся и анализирующихся в ситуации “здесь и теперь”;

2) объективация субъективных чувств и эмоций участников группы по отношению друг к другу, выступающих в качестве материала для анализа;

3) атмосфера раскованности и свободы обшения между участниками, которая создается для того, чтобы можно было искренне и правдиво выражать свои чувства и ощущения по отношению друг к другу, а также получать “обратную связь” в ответ на это от других членов группы;

4) климат психологической безопасности, при котором обеспечивался индивидуальный выбор как степени включения в групповой процесс, так и происходящих в ходе этого процесса изменений. Однако было бы ошибкой полагать, что группа является единственной моделью группового обучения. Существуют и другие формы группового опыта.

Прежде всего Т-группа является обучающей лабораторией. Это не обычная лаборатория, которую мы привыкли видеть. Скорее такую лабораторию можно определить как "временно размещенное в одном месте сообщество, созданное для удовлетворения потребности всех его членов в обучении". Из этого определения становится ясным, что Т-группа может функционировать не в одном помещении и все же оставаться "обучающей лабораторией". В таком контексте в термине лаборатория акцент ставится на экспериментирование и опробование новых форм поведения. При этом предполагается, что член группы является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результат этих изменений. Участники непосредственно вовлекаются в постановку групповых целей, наблюдение за поведением, планирование действий и анализ данных. Группа - это реальный мир в миниатюре, с теми же видами задач и межличностных конфликтов, которые встречаются на нашем жизненном пути. Отличие состоит в том, что Т-группа обеспечивает возможность для решения проблем, не всегда разрешимых в реальной жизни. Часто лабораторные встречи происходят в обстановке достаточно далекой от повседневной жизни. Эти встречи могут происходить один раз в несколько дней или даже недель. Занятия в Т-группах обычно занимают лишь часть времени лабораторного тренинга. Остальное расписание может включать лекции, дающие информацию о групповых умениях и групповых процессах, и встречи в более широком кругу.

    Группы обучения (Study - groups , S -группы).

Группы обучения (study groups) сформировались как прямая альтернатива опыту Т-групп, хотя основные цели и тех и других общие - изучение и понимание детерминант и моделей группового и индивидуального поведения в ситуации “здесь и теперь”. Вместе с тем имеются и принципиальные различия. Т-группы - это американский продукт, и основа их идеологии кроется в отношениях, существующих в американской культуре. Так, в Т-группах делается акцент на равенстве и взаимозависимости ее участников. Это положение признается решающим и помогает участникам группы прийти к самоосознанию, стать умелыми, осведомленными о движущих силах групповой и индивидуальной жизни. Подобная ориентация просматривается и в требованиях к руководителю Т-группы. Например, он должен действовать в демократической манере - в качестве образца поведения “хорошего члена” группы, непосредственно реализуя основные цели группы (в частности, сокращение защитных форм поведенческих реакций); он дает прямую, но не оценочную обратную связь; он открыт для выражения и принятия как своих собственных чувств, так и чувств других. Хотя разные руководители опираются на собственные теории группового и индивидуального развития, ведущей концептуальной основой является психологическая теория Левина с ее акцентом на взаимозависимости. С момента своего появления Т-группы эффективно используются при подготовке менеджеров самого различного ранга, для воспитания демократического лидера и руководителя. Группа обучения является британской по своему источнику и отражает иные концептуальные и структурообразующие положения. Так, в отличие от Т-групп, в S-группах одной из центральных является проблема авторитета, власти. Вопросы индивидуального отношения к авторитету здесь оказываются более значимыми и сложными, чем вопросы взаимозависимости. Стиль и цели тренеров Т-групп изменяются в зависимости от обстоятельств, их теоретические позиции более разнообразны. Консультанты из Тавистокского института, где возникли S-группы, придерживаются единой теоретической схемы; цели, стиль и методы их практической работы более консервативны, как и многое другое в культурных традициях Англии. Вместе с тем нельзя не отметить и некоторые общие моменты в этих двух видах социально-психологического обучения. Люди, занимавшиеся и в той и в другой группе, отмечали сходные субъективные последствия после окончания учебы. Неправильно было бы утверждать, что влияние S-групп ограничивается только Англией, а Т-группы популярны только в Америке; они широко представлены почти во всех западных странах и оказывают влияние друг на друга.

    Группы встреч (Encounter-groups, E- группы).

Группы встреч (encounter-groups) наиболее часто ассоциируются с Т-группами. Имеющаяся литература не способствует точному определению каких-либо существенных отличий, а практический опыт еще более разноречив. Термин “encounter” первоначально был введен К .Роджерсом Е-группы прошли определенный путь развития, что отразилось и в названиях различных “исторически” складывающихся направлений этого вида. В начале 60х гг. Е-группы часто именовались “группами тренинга сенситивности” (sensitivity training groups). Несколько позднее Роджерс дал им новое название - basic encounter. Однако термин “basic” не удержался, остался лишь “encounter”. Хотя четкие границы не были определены и многие исследователи смешивают Т и Е-группы между собой, некоторые отличия все же существуют. Так, за Е-группами признается большая эмоциональность, они более личностно ориентированы и нацелены на решение вопросов, касающихся человеческого существования (как жить более полноценно и испытывать более глубокие чувства), их концепция более экзистенциально направлена. Часто под Е-группами понимается скорее комплексная технология активного социального обучения, включающая несколько групповых методов работы, в том числе и метод Т-групп. Хотя некоторые авторы склонны идентифицировать Е-группы только с теорией гуманистической психологии, М. Либерман, И. Ялом и др. выделяют до 10 известных направлений активной социально-психологической подготовки, объединенных под общим названием “инкаунтер-группы”. Это Т-группы, гештальттерапия, группы трансактного анализа, эзален эклектик (esalen eclectic), группы личностного роста, синанон (synanon)группы, психодрама, марафон, психоаналитически ориентированные группы, инкаунтер -тейпс.

-Гештальттерапия.

Гештальттерапия (Gestalt-therapy)- довольно распространенное и популярное в США научно-практическое движение с главными центрами в Нью-Йорке, Калифорнии и Кливленде. Гештальт подчеркивает целостность психической организации личности. Изменения рассматриваются как детерминированные субинтеллектуальными, подсознательными процессами, которые являются связующим звеном между сознанием и “примитивной мудростью” тела человека. Когда основатель гештальттерапии Фриц(Фредерик) Перлс(з) перенес принципы своей теории в групповые условия, сама группа и ее динамика использовались мало. Существовал пустой стул (“горячее место”), который участники группы занимали по очереди для индивидуальной работы с психотерапевтом. В гештальт-ориентированной энкаунтер-группе основной акцент делается на создании атмосферы повышенной эмоциональности, на понимании того, что говорит нам наше тело своими движениями, позами и жестами, многочисленными автономными скелетно-мускульными изменениями как сигналами наших психических состояний. Лидер группы чаще всего помогает остальным членам группы разрешать свои внутренние конфликты посредством установления взаимосвязи и поддержания этого “диалога” между частями целостной психической организации человека. Участие и вовлеченность других членов группы в процесс являются минимальными; часто их основной функцией и основным вкладом в процесс является простое подтверждение этих устанавливаемых при интеракции терапевта и клиента представлений, подобно тому как это делает хор в древнегреческой трагедии.

-Транзанктный анализ.

Транзактный анализ (Transactional analysis) - первым ввел этот термин и особый стиль руководства, основанный на этом методе, Эрик Берн. Подобно гештальт-группам, работа и здесь проводится лидером с каждым членом группы по очереди. Берн чаще говорит о терапии в группе, а не с группой. Понятие “транзактивный анализ” предусматривает скорее исследование транзакции, отношений между состояниями “Я” (Эго), как и при психоанализе, нежели транзакцией между индивидами. Выделяются и анализируются три состояния этого “Я” как интернализованные следствия индивидуального социального опыта, обозначенные Берне как “родитель” - “ребенок” - “взрослый”. Родитель репрезентует авторитарные тенденции человека относительно самого себя и других людей. Человек в позиции “ребенок”, как правило, занимает зависимое, подчиненное положение относительно других. Наиболее оптимальным и здоровым психическим состоянием является позиция взрослого, умеющего занимать и отстаивать свое собственное мнение, организующего свои взаимоотношения с другими на основе отношений равноправного партнерства. Обсуждению и изучению доминирующих тенденций в рамках обозначенных трех субъективных позиций посвящен процесс транзактного анализа.

-Группы «эзален эклектик».

Метод “эзален эклектик” (Esalen Eclectic) разработан У. Шутцем и основан на использовании невербального поведения и невербальной коммуникации для обеспечения и группового, и личностного роста. В качестве теоретической основы этой работы выступает концептуальная модель трехкомпонентной структуры человеческих межличностных потребностей, состоящая из потребности во включении, потребности в контроле (власти) и потребности в близости и любви. Эти потребности, с точки зрения У. Шутца, одновременно являются и этапами, стадиями как личностного, так и группового развития. Для облегчения прохождения этих стадий разработан ряд специальных процедур и техник на невербальное взаимодействие, воспитывающих свободу от социально регламентированных ограничений, проявляющихся зачастую в организации телесных поз и движений; люди учатся испытывать разнообразные, более полные ощущения своего тела, правильно и всесторонне воспринимать других людей. Лидер группы ориентируется и на индивидуальные проблемы участников, и на межличностные отношения внутри группы. Он активен и часто конструктивно вмешивается в процесс, чтобы помочь освободиться кому-либо из членов группы от сдерживающих его внутренних психических тормозов, выражающихся в его телесной организации. Упор в данном методе делается на действии и экспериментировании. Вопросы о причинах этих ограничений и сопротивляемости изменениям менее важны

-Группы личностного роста.

Группы личностного роста впервые возникли на базе Национальной лаборатории группового обучения (National Training Laboratory Institute - НТЛ). Руководители групп личностного роста основываются на подходе в русле группового тренинга сенситивности в контексте концептуальных позиций НТЛ, но со смещением акцента от группового анализа к роджеровской концепции личности. Наибольшее внимание лидера группы сконцентрировано на межличностной и внутриличностной динамике, он редко фокусируется на проблемах группы. Он использует модель свободно развивающейся, самоактуализирующейся личности. К. Роджерс не возражает против приложения концепции групповой психотерапии к работе не только в клинике, но и с нормальными людьми. Таким образом, большинство лидеров, придерживающихся взглядов этой школы, видят небольшое различие между методом “личностного роста” и психотерапией.

-Синанон.

Синанон (Synanon). Данный вид групп существенно отличается от всех других групп. В синанон-группах акцентируется внимание на выражении отрицательных эмоций, гнева, агрессии. Обучение происходит в игровой форме, где каждого члена поочередно “раскладывают по косточкам” другие члены группы, “ударяя” зачастую по наиболее больным и значимым субъективным проблемам, воспитывают тем самым толерантность к отрицательным психологическим воздействиям. Данная техника иногда может создавать большую возможность для индивидуальных и групповых изменений по сравнению с психологической поддержкой.

-Психодрама или ролевая игра.

Джекобу Морено принадлежит заслуга в возникновении психодрамы. Сущность метода состоит в постановке спектаклей членами группы под руководством ведущего, являющимся одновременно и режиссёром, и терапевтом, и аналитиком. На сцене разыгрывается не чужой для участников сценарий, а его собственный жизненный опыт, его личные проблемы (психодрама) или специфические социальные роли (соцоидрама). Важное значение придаётся спонтанности и искренности, актёрские умения не играют роли. Основными этапами группировки психодраматических сессий являются:

    разминка (фаза разогрева);

    фаза психодраматического действия;

    фаза интеграции, когда участники обмениваются своими чувствами и впечатлениями.

В момент кульминации психодраматического действия эмоциональный заряд группы достигает своего пика и наступает катарсис – внутреннее очищение, момент эмоционального отреагирования, которое способствует инсайту – «озарению», необходимому для разрешения внутри- и межличностных проблем. В психодраматическом действии участвуют режиссёр, протагонист (человек, опыт которого лежит в основе инсценировки), «вспомогательные Я» (или ЭГО) – партнеры протагониста в инсценировке и аудитория (зрители – члены группы, не имеющие ролей в данном действии). Свой метод Морено назвал глубокой эмоциональной хирургией. Участники психодрамы способны испытать на сцене эмоциональное потрясение, которое оказывает сильное терапевтическое воздействие и позволяет освободиться от тревоги, преодолеть неэффективные стереотипы поведения и актуализировать свой творческий и человеческий потенциал. Сильные эмоциональные переживания испытывают и зрители: в группе происходит как бы обмен чувствами – «вчувствование людей друг в друга». В процессе ролевой игры участники получают возможность не только вновь «почувствовать» свой опыт, но и проанализировать ответные чувства и реакции, опробовать новые модели поведения.

-Марафон или «сконцентрированная во времени группа».

Марафон, или “сконцентрированная во времени” группа, впервые введенная в практику группового обучения Джорджем Бахом, стала обыденным понятием в технологии энкаунтер-групп. Участники марафонских групп непрерывно взаимодействуют в течение довольно длительного промежутка времени: двенадцать, двадцать четыре и даже сорок восемь часов подряд. Отдельные члены групп могут иметь короткий перерыв для сна, но вообще обучение группы будет продолжаться. Длительный “лицом к лицу” психический контакт в совокупности с полнейшим физическим истощением будет работать на интенсификацию темпов интеракции и спонтанность взаимных реакций друг на друга между участниками группы. Приверженцы этого метода утверждают, что силы, сгенерированные этой гиперболизированной пространственно-временной непрерывностью, обладают способностью в течение единственного “уик-энда” привести к большим личностным и межличностным изменениям, нежели месяцы и даже годы “разбавленных” во времени, менее интенсивных встреч

-Психоаналитически ориентированные группы.

Психоаналитически ориентированные группы. Обучение здесь проводят, как правило, представители ортодоксального психоанализа. Предмет исследования - движущие силы развития индивида в группе в контексте перспектив его личностного генетического развития. Этот вид групп менее эмоционально нагружен, более рационально организован, с резким акцентом на интеллектуальном сознании лежащих в основе процесса механизмов групповой динамики, а также на понимании как интерперсональных, так и интраперсональных сил, действующих в группе. В большинстве случаев в данном виде группового обучения участвуют студенты для лучшего овладения профессией психолога или психотерапевта. В отличие от S-групп данный вид группового обучения концептуально и институционально более эклектичен

-Инкаунтер-тейпс.

Инкаунтер-тейпс (энкаунтер-тайпс) (Encounter-tуpes). Отличительной особенностью данного вида групп является отсутствие на занятиях официального руководителя, они самоуправляемы; лидеры (неофициальные) выдвигаются из состава самих участников группы. Программа такого обучения представляется в виде структурированных магнитофонных записей, известных под названием “Инкаунтер-тейпс”. Элизабет Берсон, основательница этого метода, специально изучала некоторые приемы увеличения эффективности никем не руководимых групп посредством использования искусственных средств. Для этого она вначале попыталась установить точные принципы и характер вкладов лидеров в организацию группы и смоделировать их с помощью записанных на пленку структурированных упражнений. Эти программы предписывают участникам воспроизводить различные ситуации взаимодействия (групповые и парные), а также изредка отдельные размышления и толкования одного человека для того, чтобы добиться установления связи между членами групп, атмосферы теплоты и безопасности. Участники групп обучаются посредством выполнения определенных действий, а также через интерпретацию этих действий, направленную на подчеркивание конкретной специфики отношений, обеспечение обратной связи и межличностного взаимопознания.

Все перечисленные подходы к организации группового социального обучения являются отнюдь не взаимоисключающими. Общей для них является преимущественно личностная (а не групповая или организационная) направленность. Вместе с тем они могут иметь и существенные отличия как по формальным, так и по содержательным признакам. Например, гештальттерапевтическая модель строится по иным принципам, нежели Т-группа, хотя анализируемые в этих и других видах групп проблемы могут быть очень похожими. Однако решаются они различными способами и методами. Группы транзактного анализа избирают, по-видимому, иные пути для диагностики и анализа межличностных конфликтов по сравнению с синанон-группами. Широко варьируется роль лидера - от значительной, например, в гештальт-группе до безлидерской организации группового обучения в инкаунтер-тейпс. Многие исследователи группового обучения считают, что более важным является общая и прикладная концепция личности того, кто обеспечивает и руководит групповым процессом, т.е. лидера группы. Именно его имплицитная профессиональная личностная теория и направляет весь процесс работы с группой. Следовательно, если какие-то люди в состоянии принять участие в нескольких различных видах группового опыта, как делают многие, они могут наблюдать и испытать частичное совпадение отдельных элементов обучения в разных видах групп. А участники одного и того же вида тренинга могут приобрести различный опыт, переданный тренерами с различными стилями. С самого начала группового движения поднимался вопрос: не является ли происходящее в группе обучение замаскированной формой групповой психотерапии? И далее, если это все-таки терапия, то кем являются лица, руководящие тренингом, - практикующими медиками без квалификации или субъектами, выдающими себя за целителей? Важным доводом в пользу разграничения и объяснения проблем тренинга и терапии является особенность их исторического развития как активных методов психологического воздействия. Так, исходные основания для первоначального становления технологии сенситивного тренинга лежали в области социальной психологии и проблемы обучения взрослых. Интерес сторонников этого движения вначале сфокусировался на групповой динамике и развитии поведенческих навыков, потенциалов самопроникновения и осознания себя. Однако, вследствие того, что групповой подход к социальному обучению получил довольно широкое признание, им заинтересовались и профессионалы, сфера интересов которых распространялась либо на область клинической психологии, либо на область психиатрии.

Группа, создаваемая для воздействия на ее членов в системе отношений межличностных - с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия (-> тренинг социально-психологический). Первые Т-группы возникли как практическое приложение школы динамики групповой К. Левина. Ныне они - одна из самых распространенных моделей исследования отношений межличностных, стадий развития группы, и пр.

Для Т-групп характерна:

1) кратковременность существования - от нескольких дней до недель;

2) отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации.

Основной метод в Т-группах - свободная дискуссия без предварительно принятого плана (-> метод дискуссии групповой), сочетаемая с играми ролевыми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь» - анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности - без обращения к прошлому опыту участников.

Условие успешной работы Т-групп - климат взаимного доверия, стимулирующий участников на установление отношений межличностных, на кои они обычно не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих процессов. Создание климата доверия обеспечивается особой формой ведения группы тренером (ведущим). Обучение - развитие чувствительности к процессам групповым - происходит преимущественно через переживание участниками многогранного группового опыта.

Еще по теме Т-ГРУППА:

  1. в) Совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации)
  2. Типология органов и основные типологические группы современной российской журналистики (качественные и массовые издания, каналы, программы; органы информации различной функционально-целевой, предметно-тематической, направленности; рассчитанные на определенные группы аудитории, разной периодичности).