Памятником архитектуры античного рима является. Архитектура римской империи

Дата последнего обновления: 04.03.2020

Рим – один из древнейших городов мира и уже многие столетия назад он был крупнейшим центром общественной и политической жизни. Особое место в жизни древних римлян занимала религия. Первые храмы, посвященные языческим Богам, начали возводить еще в царский период, примерно в VI веке до н.э. Эти самые древние храмы Рима сохранились до наших дней — их руины и сегодня можно увидеть в Риме. Давайте с ними познакомимся.




Руины античного храма Весты, посвященного римской богине семейного очага, находятся в древнейшей части Вечного Города, на Римском форуме. Предположительно храм появился в VI-V веках до н.э. Круглое в плане строение было окружено с внешней стороны колоннадой. В храме постоянно горел Священный огонь, который поддерживался жрицами богини Весты – весталками, а внутри находился тайник, хранивший священные реликвии.

Современники могут увидеть всего три пятнадцатиметровые колонны, алтарь, а также источник Ютурны, вода которого считалась целебной.


Одним из наиболее древних религиозных строений Древнего Рима, которым посчастливилось сохраниться до наших дней, считается храм Сатурна. Его руины можно увидеть на Римском Форуме. Сатурн — Бог земли и плодородия, в древности особо почитался римлянами, ему воздвигали храмы и его именем называли новые города. По приданию, в античные времена Италию называли Сатурновой землей.

Храм Сатурна был возведен у подножия Капитолийского холма во второй половине V века до нашей эры. За свою историю сооружение не раз горело во время пожаров, однако его восстанавливали. На сегодня уцелело лишь несколько колонн портика и часть фундамента. На фризе можно увидеть надпись на латыни:

SENATUS POPULUSQUE ROMANUS INCENDIO CONSUMPTUM RESTITUIT

Что в переводе звучит как: «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили ».

В республиканский период под храмом располагалось казначейство, где хранилась не только Римская казна, но и важные государственные документы.

Храм Портуна является одним из немногих античных сооружений, которому удалось дожить до наших дней. В древнеримской мифологии Портун считался богом дверей, ключей и скота, охранником входов и выходов. Храм находится на Бычьем форуме. В республиканские времена здесь располагался небольшой порт и рынок, на котором велась оживленная торговля скотом.

Первый храм Портуна появился еще в III веке до н.э., однако то сооружение, которое можно увидеть сегодня, датируется I веком до н.э. От предыдущего сооружения сохранилась лишь часть фундамента, найденная при раскопках.

Храм является старейшим, дожившим до наших дней, мраморным сооружением в Риме. Он был построен приблизительно в 120 году до н.э. на Бычьем форуме, недалеко от храма Портуна. Посвящен герою древнегреческой мифологии, обожествленному Гераклу, культ которого через греческих колонистов распространился и в Италии.

Легендарный древнеримский полководец и государственный деятель Гай Юлий Цезарь был вторым в истории, после основателя Рима Ромула, обожествленным римлянином. Спустя всего два года после жестокого убийства Цезаря, начиная с 42 года до н.э. началось возведение храма в его честь. К сожалению, до наших дней дошла лишь малая его часть, зато руины, которые можно увидеть сегодня на его месте, дают неплохое представление о том, каким внушительным по своим размерам это здание было более двух тысячелетий назад.


Три высоченные колонны и часть подиума – это все, что сохранилось от храма Венеры Прародительницы на форуме Цезаря. Он был возведен еще в 46 году до н.э. по указанию великого Юлия Цезаря в благодарность Венере, плодородия, красоты и любви, за помощь в победе над Помпеем. Культ Венеры имел особое значение в жизни древних римлян, считавших ее своей покровительницей.

Сохранившиеся руины храма расположены на Императорских форумах, или Fori imperiali, в центре форума Августа, построенного по заказу первого римского императора во 2-ом году нашей эры. Это было величественное сооружение, богато украшенное белым мрамором, скульптурами царей и великих римских полководцев, священными статуями богов и мифологических персонажей.

В 79 году нашей эры на Римском форуме был воздвигнут храм в честь двух обожествленных императоров Флавиевых – Веспасиану и его сыну Титу. От величественного храма осталось лишь несколько колонн, а также некоторые барельефы, которые на сегодняшний день хранятся в музеях.

Храм всех богов – Пантеон – раскинулся на Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, в историческом центре Рима. Это сооружение было построено по наказу императора Адриана в 126 году н. э. До наших дней он остается действующим храмом. Пантеон представляет собой уникальный образец древнеримской архитектуры, его конструктивные особенности свидетельствуют о больших достижениях в области античной инженерии.

В Пантеоне похоронено много выдающихся личностей прошлого, среди которых итальянские короли Умберто I и Витторио Эммануэле II, королева Маргарита Савойская, а также известные живописцы и архитекторы эпохи Возрождения Рафаэль Санти, Бальдассарэ Перуцци и др.

По словам историков, самым величественным религиозным строением Древнего Рима был храм, возведенный во славу богинь Венеры и Ромы, покровительницам Вечного города. Его освятили в 135 году н. э., в период правления Адриана. Архитектором этого монументального сооружения выступил сам император.

Руины, которые можно увидеть сегодня вблизи Колизея, дают представление о размерах античного строения. Постамент, на котором был воздвигнут храм, имеет длину 145 метров и ширину 100 метров.

Современный Рим — это не просто город с продолжительной, многовековой историей, это настоящий музей под открытым небом, экспонаты которого удивительным образом находят место среди современных зданий. Одним из таких примеров является храм Адриана, расположенный на Каменной площади (Piazza di Pietra). Часть древнеримского сооружения оказалась встроенной в здание XVII века, построенного по проекту Карло Фонтана.

Храм во славу обожествленного императора Адриана был воздвигнут его приемным сыном и приемником Антонином Пием в 141-145 годах нашей эры.

Храм Антонина и Фаустины – один из немногих хорошо сохранившихся дохристианских храмов Форума. По указу императора Антонина Пия, бывшего по своей сути глубоко религиозным человеком, на Римском Форуме примерно в середине II века был воздвигнут храм в честь его покойной супруги Фаустины. Когда скончался император, на церемонии прощания в небо был выпущен орел, что символизировало обожествление Антонина. На фризе портика можно увидеть латинскую надпись:

DIVO ANTONINO ET DIVAE FAUSTINAE EX S(enatus) C(onsulto)

которая в переводе с латыни звучит как: «Божественному Антонину и божественной Фаустине по решению Сената ».

Одним из самых крупных сооружений, расположенных на Римском форуме является базилика, посвященная императорам Максенцию и Константину. Высота сводов базилики, построенной в 312 году, составила 39 метров, а площадь всего одного нефа превышала четыре тысячи кв.м.

Древние римляне приходили сюда не только для поклонения богам и совершения религиозных обрядов, здесь проходили важные государственные встречи и заседания городского совета. С архитектурной точки зрения базилика напоминает термы Каракаллы и термы Диоклетиана.

Если Вас заинтересовала данная тема и вы хотите больше узнать о , следите за нашими публикациями. Мы стараемся донести до наших читателей много полезной информации из жизни Вечного Города и выдающихся исторических личностей.

Популярные экскурсии

В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в Римскую империю. Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до своей гибели. Когда же Октавиана провозгласили императором (27 г. до н. э.), это означало, что ему вручают высшую военную власть. Официально он всё ещё считался одним из сенаторов, хотя и «первым среди равных» - принцепсом. Время правления Октавиана называется принципатом Августа. С тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. До конца I в. н. э. царят две династии: Юлиев -Клавдиев и Флавиев.

Так называемый «римский мир» - время затишья в классовой борьбе, наступившее в начале правления Августа,- стимулировал высокий расцвет искусства, рост строительства. Античные историки характеризуют период правления Августа (27 г. до н. э.- 14 г. н. э.) как «золотой век» Римского государства

Официальным направлением в искусстве стал «августовский классицизм», оказавший огромное влияние на последующее развитие западно-европейского искусства. Римские художники ориентировались на великих мастеров Греции 400 лет до н.э, но естественность греческой классики сменилось рассудочностью, сдержанностью.

Рим приобрел совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы. Выросло количество общественных зданий, строились форумы, мосты, акведуки, обогатилось архитектурное убранство.

Город поражал современников необозримостью площади - ни с одной стороны он не имел четких границ. Его предместья терялись в роскошных виллах. Великолепные здания, портики, сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богато декорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей.

Уже при первых приемниках Августа начинает исчезать мнимая идеальность золотого века. Новой вехой в искусстве стало правление Нерона, одного из самых безумных деспотов на римском троне.

Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась в империю рабовладельцев Средиземноморья. Сам Рим приобрел облик мировой державы. Конец I и нач. II в. н. э. (период правления Флавиев и Траяна) - время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха.

Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переделал сооружение, которое начал строить Агриппа, зять Августа. Пантеон - «храм всех богов» - стоит и ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству.

Градостроительное наследие Рима

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба.

Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадам, арками, монументами.

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощеными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - все то, что характерно для цивилизованного общества.

Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо(улица, ориентированная с севера на юг) и декуманус (улицей, ориентированной с востока на запад), на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.

Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.

Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, с ростом города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича.

Крупными общественными зданиям были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до и. э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее и каменным сводом.

Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских зданий. После пожара Рим вновь застраивался стихийно, сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение. Они состояли из главной наружной стены и опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной. Наружный панцирь был сложен из массивных квадратных блоков.

Рост населения Рима привел к застройке пустырей, к уплотнению достроек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована старая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей воды, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые под землей, длиной в несколько десятков километров.

Новый этап городского строительства начался с I в. до н.э.: застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается в цене. Вместо примятивнгых жилищ из сырца и дерева возникают в I в. н. э. многоэтажные, дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона и даже из мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много километров хорошую питьевую воду.

Благоустраивается центр города - римский форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах - парках, расположенных на окраинах города. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.

В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений.

Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры(полуколонны).

В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий, не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера - дорический, ионический и коринфский, причем самым излюбленным был у них пышный коринфский ордер.

В отличие от греческой классической архитектуры, в которой ордера представляли собой органическое сочетание декоративного убранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь как декоративный, украшательный элемент.

Однако римляне развили ордерную систему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих. Такими ордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всех греческих ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е. совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны.

В Древнем Риме возводились и иные интересные архитектурные сооружения общественного нежилого назначения. Прежде всего это, конечно же, храмовые комплексы, базилики, амфитеатры, цирки, театры, термы, триумфальные арки и колонны.

Храмовые комплексы. Если говорить о римском храмовом зодчестве, то храмы часто возводились в городах Римского государства либо в виде встроенных храмовых комплексов на форумах, либо как отдельно стоящие здания. Первоначально римляне заимствовали у этрусков типовой храм и ввели в его композицию тосканский ордер с антаблементом, состоящим из одного архитрава, позднее стали использовать ионический, коринфский ордера, а в период империи – и композитный ордер. Кроме того, римляне заимствовали у этрусков сильно выступающие крыши. Если сравнивать общий силуэт римского и греческого храмов, то римские храмы отличаются большей динамичностью и стройностью, нежели греческие храмовые здания. Кроме того, римский храм отличается от греческого более крутыми скатами кровли. В плане римские храмы мало отличаются от греческих, в основном они имели вытянутый прямоугольный план и решались как периптер или простиль, однако иногда встречались и круглые храмы – моноптеры. В Риме к этому типу можно отнести храм богини Весты на Форуме, круглый храм двуликого Януса на Форуме и храм Venerum Barbarum (Венеры бородатой) там же на Форуме. В отличие от греческих храмов, поставленных на высокий стилобат, римские храмы стоят на подиуме с лестницами обычных размеров, размещенными только со стороны главного входа, с западной стороны. Это было также заимствовано римлянами от этрусков. Ярким примером подобного храма является знаменитый храм в городе Ниме, возведенный в 27–24 гг. до н.э., уже в период правления Октавиана Августа (рис. IV.9).

Базилики . Базиликой называется огромное сооружение, служившее местом общественных собраний (торговых съездов, политических совещаний, судебных заседаний). В плане это вытянутый прямоугольник, разделенный на продольные залы – нефы – рядами колонн. Причем средний неф выше остальных и закапчивается полукруглой нишей-абсидой. В зависимости от величины базилики она может быть трех- или пятинефной. Все здание перекрывалось деревянной крышей. Наиболее интересной римской базиликой являлась базилика Максенция на римском Форуме, в которой пространство главного нефа было перекрыто крестовыми сводами. Из наиболее интересных римских базилик уже периода империи можно отметить перестроенный из базилики дворец императрицы Елены и императора Константина Великого в городе Трире (сейчас в этой базилике с 350 г. н.э. находится кафедральный католический собор Успения Богоматери). Там же в Трире находится и более ранняя базилика эпохи императора Константина (рис. IV.10). Помимо этого можно привести пример прекрасно сохранившихся базилик в городе Маастрихте (Голландия), где в римской базилике IV в. н.э. освящен кафедральный городской собор Св. Сервасия, епископа Маастрихтского, а также римской базилики на Латеранском холме в Риме, которая после 313 г. была перестроена в первый дворец римских пап и в кафедральный Латеранский собор, освященный в честь Св. Иоанна Крестителя (рис. IV.11).

Амфитеатры служили для массовых зрелищ. Обычно в центре амфитеатра имелась овального типа арена для гладиаторских битв. Выходы с арены были с двух сторон, с обоих концов арены.

Обычно под ареной располагался цокольный этаж, а в его галереях – служебные помещения. Некоторые амфитеатры могли при помощи акведуков заполняться водой, и тогда устраивались гладиаторские сражения на плотах или битвы на мини-галерах. Вокруг арены располагались зрительские ряды. По сути, планировка и архитектура римских амфитеатров напоминают современные цирки. Самый грандиозный амфитеатр римской эпохи – это овальный в плане амфитеатр Флавиев (Колизей), построенный в эпоху правления династии Флавиев во II в. н.э. Также интересными являются знаменитый Веронский амфитеатр в городе Вероне и амфитеатр города Пальмира (Ваальбек в современном Ливане), который был построен в период правления в Пальмире проконсула провинции Сирии Марка Луция Септимия Одената в 268–270 гг. н.э. Последние два амфитеатра продолжают использоваться и в настоящее время для театральных и оперных фестивалей (рис. IV. 12).

Цирки в Римском государстве – это специальные сооружения для конных состязаний, подобные греческим и более поздним византийским ипподромам. До наших дней в Риме сохранились остатки большого римского цирка, который вмещал до 250 000 зрителей. Цирки возводились продольными и подковообразными в плане (рис. 4.20).

Рис. 4.20.

Римский театр в отличие от греческого располагался не на естественном склоне, а на специальных сводах. Это позволило римлянам не зависеть от условий рельефа при строительстве театров. Обычно римский театр возводился как возвышающееся над землей здание, имеющее несколько этажей. Планировка римского театра отличалась от планировки греческого. Так, хоры римского театра были перенесены на трибуну, а освободившаяся площадь использовалась для размещения зрителей. Театральное действие происходило не в орхестре, как в греческом театре, а на скене. На Марсовом поле в Риме до нас дошел хорошо сохранившийся римский театр I в. до н.э. – театр Марцелла (рис. 4.21). Он интересен тем, что в этом театре сохранились все три яруса аркад, каждая из которых украшена тремя ордерными стилями: нижние аркады – дорическим ордером, верхние – ионическим и аркады третьего яруса – композитным.

Рис. 4.21. :

а – реконструкция; б – современный вид

И наконец, к числу наиболее интересных общественных сооружений в Риме можно отнести термы и триумфальные мемориальные арки и колонны.

Термы – римские бани, самые сложные в конструктивном и технологическом отношении сооружения Древнего Рима. Они играли роль места общественных собраний. В комплекс терм входили залы для отдыха, спортивные залы, библиотеки. Термы состояли из трех основных комплексов. Фригидарии – залы, где были бассейны с холодной водой, кальдарии – залы, где были бассейны с горячей водой, и терпидарии – залы, где помещались бассейны с теплой водой. Вокруг этих залов располагались библиотеки и спортивные комплексы. Термы отапливались при помощи калориферного отопления. Они имели симметричную планировочную структуру, которая была рассчитана на два параллельных людских потока (мужской и женский). Надо сказать, что гигантские термы строились государством для людей малого и среднего достатка и были бесплатными. Поэтому там можно было увидеть и сенатора, и вольноотпущенника, и раба, и свободного ремесленника. Но все же основная масса богатых римских патрициев предпочитала термам собственные домашние бани. Термы были открыты 24 часа в сутки. До наших дней в Риме сохранились термы императора Каракаллы (рис. 4.22) и термы императора Диоклетиана. В небольшом австрийском городе Магдалененберг сохранились архитектурные фрагменты бывшего римского военного поселения, где также можно видеть как общественные термы, так и домашнюю баню в доме начальника местного военного гарнизона.

Рис. 4.22.

Триумфальные арки и колонны обычно возводили в Риме в память о победах римского оружия. Высота арок обычно достигала 30–40 м, например колонна Траяна высотой именно 30 м. Наиболее грандиозные сооружения были воздвигнуты в Риме в ранний период империи. В период поздней империи в колоннах и арках сильно ощущалось декоративное начало, например в арке Константина высотой 21,5 м возле Колизея, сооруженной в 315 г. н.э. в память победы над Максенцием (рис. IV.13).

Вершиной строительной деятельности римлян являются инженерные сооружения. Они возводили коллекторы, канализационные системы, подземные водопроводы, акведуки, склады, а также общественные уборные в городах. В Риме до наших дней сохранились такие сооружения, как склады Эмилиев, которые протянулись на 500 м вдоль берега Тибра. Территория империи была покрыта сетью дорог. Обычно римская дорога строилась таким способом: снизу была мощная подушка из песка и гравия, на которую настилались каменные плиты огромной толщины на растворе (рис. IV.14). На мостах настилались плоские каменные плиты. До нашего времени сохранилось много мостов, например понте Фабрицио (арочный пролет которого равен 24,5 м), построенный в 62 г. до н.э. в Риме через реку Тибр, Траянов мост через Дунай, возведенный инженером Апполодором. Длина моста превышает 1 км, и возвышается он на 20 каменных пилонах высотой 44 м. Еще во II в. до н.э. общая длина водопроводов в государстве составляла около 430 км.

В эпоху поздней империи в государстве стали возводить и крепостные сооружения. В основе римских городов лежала планировка римского военного лагеря – каструма, где под прямым углом пересекались две "улицы", кардо и декуманос. Раннесредневековые романские крепости и замки создавались под сильным влиянием крепостной архитектуры позднеримского периода.

В мире есть города, знаменитые особой атмосферой, в них можно просто приехать и наслаждаться отдыхом. Но есть места, похожие на философскую книгу, которую мало прочитать, но еще нужно понять. Рим - именно такой город, где каждый дом или улица имеют свой смысл. Тысячелетняя история оставила здесь огромное количество следов разных эпох и стилей, поэтому, отправляясь в столицу Италии, желательно немного разбираться в архитектурных особенностях различных направлений градоустройства. Мы не будем повторять информацию Википедии, а сделаем краткий обзор достижений культуры строительства, интерьера и ландшафтного дизайна, которая в Риме представлена как ни в каком другом городе мира.

У истоков

Рим возник на основе двух цивилизаций: древнегреческой и этрусской. Последний народ считается самым загадочным на земле, язык и культура которого до сих пор не изучены. Но этруски оставили потомкам большинство технологий в строительстве и планировке городов. От греков Рим взял прочные материалы и элементы художественного оформления. Так родилась уникальная архитектура, которая поражает туристов и дает почву для научных трудов ученых.

Во II веке сформировался особый стиль Рима, где Античность переплетается со Средневековьем, а роскошная отделка совмещается с прогрессивными для своего времени инженерными решениями. Многие строения того времени и сегодня не утратили своей масштабности. Так, знаменитый Колизей может поспорить с любым современным стадионом по размерам и организации входов и выходов.

Особенности архитектуры Древнего Рима

Изучая достижения римских строителей и дизайнеров, мы с удивлением признаем их авторство над многими знакомыми нам технологиями:


  • Изобретение бетона (в те времена смесь воды, извести и щебня) позволило многим зданиям Раннего Рима выстоять под натиском времени и природных катаклизмов. Именно технология заливки бетона позволила строить многоэтажные здания.

  • Изобретение акведуков не только решило проблему водоснабжения, но и стало прототипом мостов и дорог.

  • Арки и опоры стали характерной чертой римских зданий, что не только украсило их внешний вид, но и значительно укрепило конструкции.

  • Свод потолка - еще одно понятие, которое было «изобретено» в Древнем Риме. Без него невозможно представить ни один храм или дворец, и все это благодаря идее неизвестного римского архитектора соединить несколько арок в виде замкнутой окружности. Красивейшим примером этого новшества является знаменитый Пантеон.
  • От греков римская архитектура приобрела понятия симметрии и регулярности форм. Большинство зданий украшались типичными ордерами (дорическим, тосканским, ионным и коринфским). Это особая форма колонн, которые встречаются повсеместно в известных римских постройках. Сами колонны стали больше декоративным элементом, тогда как несущими стали массивные стены и пилястры.

Проводя реконструкцию зданий Старого Рима, современные мастера поражаются прочности и продуманности кладки: использование кирпичей различной формы, заливка пустот бетоном, использование блоков из травертина.

Примеры архитектурных шедевров

По различным архитектурным шедеврам в Риме легко проследить смену исторических эпох, каждая из которых имеет свой символ и стиль. Проследим и мы ход времени на типичных примерах культовых памятников.

Республиканское правление (II век до н. э. - 31 год со дня Р. Х.)

Для этого периода характерно появление первых мраморных храмов. Они были очень похожи на греческие, но имели более простую прямоугольную форму с одним лицевым входом. Большинство из них находится в Римском Форуме и сохранились только частично.

Правление Августа

После захвата Республики в строительстве стали преобладать грандиозные сооружения, призванные возвысить статус императора. Большинство из них сохранились и сегодня:


  • Пантеон.

  • Палатинский холм.

  • Мавзолей августа.

  • Колизей.

  • Театр Марцелла.

Последний менее известен, а благодаря сходству с Колизеем часто запутывает гуляющих по Риму туристов. Это один из первых театров Римской империи.

При императоре Домициане в Риме появилась первая триумфальная арка, после которой идею такого увековечивания военных побед перенял весь свет. Арка Тита напоминает о победе над иудеями и окончательном присоединении Иерусалима к Римской империи.

Расцвет империи

Каждый император в Риме оставил свой архитектурный след. Гуляя по Вечному городу, вы обязательно проследите этапы расцвета и падения величайшего государства:

  • При Антонине Благочестивом возводится храм Антонина и Фаустины.
  • Марк Аврелий увековечил свое имя знаменитой колонной.

  • Император Септимий Север построил массивные триумфальные ворота.

  • Благодаря Каракалле Рим узнал прелести общественных бань. Сегодня они, к сожалению, почти полностью разрушены.


  • Император Аврелиан возвел величественный храм Солнца.

  • Термы Диоклетиана позволяют лучше представить быт и обычаи древнего города.

Все виды общественных и культурных построек того времени подчиняются языческому представлению о мире и восхвалению могущества римских правителей.

Период Средневековья

В противовес античной роскоши и богатству католическое средневековье привнесло в архитектурный стиль нотки аскетизма и простоты. Замок Сант-Анджело погружает нас в мрачные годы инквизиции и всеобщей подозрительности.

Посещение этого места навевает тревогу, а толстые стены крепости показывают, сколь неспокойное было то время. На экскурсии по замку вы узнаете, как Папская область боролась за независимость, а неприступные стены надежно охраняли главных узников государства: Бенвенуто Челлини, Галилея, Джордано Бруно и Джузеппе Бальзамо (более известного как граф Калиостро).

Чтобы окончательно убедиться в аскетизме средневековой архитектуры, загляните в церковь Санта-Мария-сопра-Минерва, что сразу за Пантеоном.

За неприметным фасадом скрываются готические своды храма, которые слышали самые громкие отречения от своих убеждений за всю историю человечества. Именно здесь Галилео Галилей признал учение Коперника ошибочным, а Джордано Бруно стойко выслушал смертный приговор.

Среди множества скульптур базилики вы найдете статую «Воскресший Христос» руки самого Микеланджело.

Эпоха Ренессанса

После мрачных столетий религиозных войн в Риме воцарился Ренессанс, возрождение классической гармонии линий и рисунков. Главным шедевром этого времени по праву считается Собор Святого Петра, который сегодня расположен на территории Ватикана.

Барокко

Это вершина эпохи Возрождения, пышный стиль вычурных барельефов и мраморных Купидонов. Он представлен на площади Навона во всей красе. Три знаменитых фонтана (Четырех Рек, Нептуна и Мавра), храм Сант-Аньезе-ин-Агоне, дворец Браски входят во все учебники, описывающие барочный тип архитектуры.

Современная история так же отразилась на внешнем облике Рима. В эпоху Муссолини на западном берегу Тибра был возведен Дворец Правосудия, который соединил масштабы построек Римской империи и изящество отделки Ренессанса.

Монументальные строения начала XX века по замыслу диктатора были призваны возродить былое величие Империи. Но современный стиль выглядит и более органично в здании главного вокзала Термини.

Это типичный модерн, который полностью отвечает своему предназначению и прекрасно вписывается в панораму Вечного города. Современный Рим именно такой - легкий, динамичный и изящный.

Римляне ценили те виды искусства и науки, которые имели непосредственно практическое знание. Ведущими искусствами Рима были архитектура и инженерные сооружения. В архитектуре преобладали гражданские здания преобладали над культовыми. Если у греков главной постройкой был храм , то римляне создали много новых типов архитектуры, подчеркивавшие могущество Римской империи.

Главным строительным материалом в Риме были камень и кирпич . Был создан прочный и водоупорный строительный материал - бетон .

Основными конструктивными элементами римлян были: арка, свод и купол, которые позволяли перекрывать пространства без внутренних опор.

Вершиной строительной деятельности римлян являются безупречные инженерные сооружения: дороги и мосты (виадуки), водопроводы и аквидуки.

Рационализм римлян отразился в градостроительстве. Самым распространенным видом застройки был город - лагерь. Он имел прямоугольную форму с двумя главными взаимно перпендикулярными улицами - кардо (север - юг) и декумануса (восток - запад). На пересечении этих улиц располагался форум - административный центр города., где располагались общественные сооружения:

    храм , например, храм Весты и Пантеон - "храм всех богов"

    базилика (суд, архив города), например, базилика Константина.

    термы (комплекс включающий в себя библиотеку, лекционные и гимнастические залы, зал для игр, холодные, тёплые и горячие ванны). Например, термы Диоклетиана и Каракаллы, которые вмещали 3 тыс. человек и занимали 11 га.

    театр , в основе которого лежал греческий. Строился на подпорных сооружениях и имел несколько этажей. Например, театр в Помпеях.

    одеон - маленький театр для музыкальных и поэтических представлений.

    амфитеатр - для боёв гладиаторов. Был овальной формы, а по фасаду - ярусы аркад, оформленные ордером. Например, Колизей.

    Цирки - для конных состязаний, имели вытянутую подковообразную форму. Например, Большой цирк в Риме.

О славе и могуществе великой империи напоминают нам триумфальные арки и колонны . Самые известные - это арка Августа в Риме и арка Константина , колонна Трояна .

В погребальном зодчестве преобладали мавзолеи и гробницы (для знати), саркофаги и колумбарии (для средних слоёв населения).

Жилые сооружения римлян делились на городские дома и сельские жилища (виллы). например, к городскому типу жилища относится Патрицианский домус . Он имел замкнутое прямоугольное здание с двором в центре. Для неимущего населения города (плебеев) строились инсулы - многоэтажные городские жилые дома. Для знати - дворцы.

К сельскому типу - загородная вилла (вилла рустика) с господским домом, хозяйственным двором, садом, парком, термами, фонтаном и бассейном.

2. Древнегреческий театр. Его конструкция. Спектакль и актёры.

Древнегреческий театр, считался "школой для взрослых ", школой гражданства, мужества, мудрости и играл в жизни грека огромную роль. Своё начало театр берёт от религиозных праздников в честь бога весны, солнца и плодоносной земли, покровителя виноделия - Диониса.

Два раза в году (осенью, после сбора урожая, и весной, когда расцветала земля и открывались бочки молодого вина) древние греки устраивали в честь бога виноделия "страсти Диониса " - празднества, осенью - Сельские Дионисии , весной - Великие , или Городские, Дионисии . Праздник длился 5 дней - в первый проходили шествия и жертвоприношения, а в течение остальных четырёх дней показывали спектакли.

Организовывал театральное представление архонт - представитель городских властей . Он назначал из состоятельных граждан хорега - мецената , который оплачивал постановку пьес.

Ещё во времена Сельских Дионисий земледельцы одевали козлиные шкуры и маски, подражали сатирам. Они пели в честь Диониса хвалебные песни-гимны - дифирамбы - и изображали какой-нибудь подвиг. Эта группа певцов называлась - хором . В первых представлениях пел только хор, позже руководитель хора - корифей - и изображавший бога Диониса актёр стали вести с хором и друг с другом разговор - диалог .

Так из хоровых песен козлоногих спутников Диониса возникли главные жанры греческого театрального искусства:

    трагедия - рассказывала о богах и героях из мифов, поднимала вечные проблемы: о чести и доблести.

    комедия - персонажи здесь были обыкновенные люди, высмеивались их недостатки и пороки.

    "драма сатиров" ("трагедия, которая шутит"). Здесь, трагические герои изображались комически, а хор был одет сатирами, которые представляли полулюдей - полузверей.

Театр состоял из трёх основных частей:

    Театрон - место для зрителей, на склоне холма и вмещал тысячи людей.

    Орхестра - это круглая площадка, на которой выступали актёры и хор.

    Скена - небольшое здание, где переодевались актёры. Находилась у края орхестры напротив мест зрителей. . Первоначально спектакль представлял собой песни и танцы в исполнении хора. Позднее появились актёры, которые вели диалог с предводителем хора. Участниками представлений в древней Греции были только мужчины. Чтобы лучше было видно происходящее на сцене, актёры играли на - котурнах - специальной обуви на толстой подошве, возвышающей рост актёра. и в мужских и женских масках, которые были больше лица героя и имели крупные, выразительные черты. У масок был большой рот в виде рупора, что усиливало голос актёра. Маски изображали состояние героя: радость, горе, боль, страх, жестокость и т.д. Поверх маски надевался парик с пышной прической. Выступали актёры в костюмах: счастливые персонажи - в ярких костюмах, а трагические - в тёмном.

Всемирную славу греческому театру принесли Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан .

Эсхил - его считают "отцом трагедии", ввел второго актера и перевел внимание с хора на диалог актеров.

Софокл - вводит третьего актера и сократил объём партии хора.

Еврипид - третий мастер греческой трагедии. приблизил трагедию к жизни, показывая своих героев такими, какие они есть.

Аристофан - "отец комедии", которые высмеивали уродливые стороны жизни людей, затрагивал вопросы о войне и мире, о несчастных политиках, о неравенстве и т.д.