Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы. Оружие россии Дисциплинированность и профессионализм важнейшие качества война

по курсу «Военное дело»

по теме: «Дисциплинированность - важнейшее качество личности воина»

1. Развитие вопросов дисциплины в военных структурах

Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Она есть суть и основа воинского порядка и службы.

История изобилует примерами, в которых величие побед одних армий над другими достигалось за счет стойкости, выдержки и дисциплинированности войск. В повествованиях историков древности немало говорится о совершенных боевых порядках и построениях, где многотысячное войско движется и действует как монолит, где команды полководца выполняются тотчас и безукоризненно. И хотя победы великих полководцев прошлого - Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря, А.В. Суворова, Наполеона, Г.К. Жукова и др. во многом связывают с их личным военным гением, ученые-историки единодушны и в том, что выучка и дисциплина их войск представляли собой образец для подражания. В трудах Платона, Аристотеля, Геродота, Ксенофонта и других философов и историков древности достаточно убедительно было показано значение дисциплины для общественного блага. Так, Ксенофонт писал: "На свете нет ничего более прекрасного, чем порядок. Возьмем, например, хор - он состоит из людей: когда каждый делает что попало, видишь только сумятицу … а когда те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать. Точно так же и войско… Если в нем нет порядка, это - полная неразбериха, для врагов легкая победа, для друзей пренеприятное зрелище. Напротив, войско в порядке представляет прекрасное зрелище для друзей и очень тяжелое для врагов…».

Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в Указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.

В русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинирования войск повсеместно уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные военно-техническим прогрессом, который, в свою очередь, обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества. В подтверждение данного тезиса представляется необходимым проиллюстрировать наиболее характерные определения сущности и требований воинской дисциплины того времени.

Дисциплина - выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей. Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, военного товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д. В Дисциплинарном уставе императорской армии записано: «Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания». Немало на эту тему высказываний царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению… Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» (М. Драгомиров). «Дисциплина есть душа армии» (А.Попов). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне» (А.Колчак). «Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А.Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н.Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: «Человек сражается не для борьбы, а ради победы». Воинскую дисциплину русский полководец П.А. Румянцев считал «душою службы». Он выступал за строгое, непременно однообразное и точное исполнение гарнизонной службы и знание солдатом своих прав и обязанностей. Воспитательная система, по его мнению, заключалась в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина.

Уже в тот исторический период в просвещенных слоях общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательную и высокую дисциплинированность солдат и офицеров предполагалось достигать как производную от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность. Учитывая важность всех вышеперечисленных личностных оснований дисциплинированности, тем не менее нельзя не отметить, что в обществе, правительстве и военном управлении российского государства первоочередное внимание уделялось культивированию следующих черт воинов.

Благочестие - истинное богопочитание (набожность, религиозность), благоговейное признание божественных истин и исполнение на деле и в военном быту законы и заповеди Господни. Благочестие - основное свойство воина христолюбивого, которым всегда был (считался) русский солдат. «Недостаточно быть храбрым, надо быть еще благочестивым» (А.Зыков).

Добросовестность - честное и тщательное исполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств; добрая совесть, праводушие, правдивость, богобоязненность, старательность, усердие. Добросовестность - главная черта характера военнослужащего во все времена.

Исполнительность - способность практически осуществлять и воплощать в жизнь решения; хорошо, скоро, точно, надежно и инициативно выполнять приказы, обязанности и поручения. «Исполнительность, требуемая воинской службою, характеризуется точностью и быстротою исполнения приказаний на подкладке безграничного самоотвержения и при условии полной деятельности ума» (М.Драгомиров).

Нравственность - высшее чувство, которое побуждает воина к добру, к самоотверженному исполнению воинского и гражданского долга, к победе; соблюдение норм общественного поведения, требований морали; стремление к общей пользе; совокупность душевных психических свойств; моральные качества военнослужащего; поведение, основанное на нормах и обычаях морали. «Влияние на нравственную сторону лиц и частей в военном деле должно стоять на первом плане» (М.Скобелев). «Войска, попадая в руки талантливых начальников, умеющих повлиять на их нравственную сторону, творили поистине чудеса» (В.Недзвецкий).

Ответственность - возложенное или взятое обязательство отчитаться за свои действия, поступки, за их возможные последствия, результаты деятельности. Ответственность возникает в связи с наделением военнослужащего определенными правами и обязанностями. Она связана с высокоразвитым чувством долга, добросовестностью, с пониманием важности воинской службы. «Всему своя самостоятельность и своя ответственность. Не признавая первой, отучаешь от второй» (М.Драгомиров).

Повиновение - беспрекословное исполнение требований присяги, приказаний и распоряжений; послушание, подчинение. «Повиновение законам есть вещь священная» (П.Пестель). «Повиновение - основа воинской доблести» (В.Даль).

Совесть (совестливость) - внутреннее сознание добра и зла; «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение какого-либо поступка; чувство, побуждающее к добру, истине, отвращающее от лжи и зла; сознание моральной ответственности за поведение перед собой и обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Совесть - важный регулятор поведения воина, обязанного служить не за страх, а за совесть. «Совесть моя, никогда не поврежденная» (А.Суворов). «Чтобы выработать в человеке прочное сознание долга, надо пробудить в нем совесть» (Ф.Гершельман).

На современном этапе развития Российской армии, и особенно с началом нынешней государственности (с начала 90-х гг. XX в.), интерес к проблеме дисциплины не угасает, а наоборот, приобретает все более актуальное звучание. Данное обстоятельство побуждает общественность, государственные и военные органы управления, институты воспитания и образования искать пути и способы улучшения положения дел в этом вопросе.

2. Понятие воинской дисциплины и ее основные принципы

На основании сравнительного анализа и обобщения разнообразных теоретических подходов, а также их практического применения под сущностью дисциплины следует понимать определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. С учетом выделения наиболее важных сфер человеческой деятельности она может подразделяться на: государственную, общественную, финансовую, производственную, спортивную, школьную, технологическую, воинскую и т.п.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной, имеет свою специфику. Она отражает особенности воинского труда, характер и условия деятельности Вооруженных сил.

Суть воинской дисциплины четко изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных сил РФ. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на его личной преданности своему народу.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы РФ;

выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать недостойных поступков и удерживать других от них, содействовать защите чести и достоинства граждан.

В этих требованиях, как в кодексе воинской чести, изложены ясно и определенно требования к воинам со стороны государства и народа. Но только глубокие убеждения, основанные на осознании и личном их принятии делают воинскую дисциплину реальной и прочной основой высокого воинского порядка и морального духа войск.

Душой воинской дисциплины является повиновение, т.е. беспрекословное, сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. А.В. Суворов отмечал, что «вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно содержаться свято… От послушания родится попечительное и непринужденное наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве, а в сем замыкается весь воинский распорядок». Не овладев искусством повиновения, невозможно искусно управлять, считал великий полководец, который, прежде чем стать офицером, семь лет отслужил в «нижних» чинах.

Каждый солдат (сержант) обязан помнить, что без крепкой воинской дисциплины невозможна высокая боеготовность подразделения (части). Чтобы действовать четко и слажено, укладываясь в боевые нормативы расчетов, необходимо умение понимать командира, друг друга с полуслова, подчиняя всю свою личностную организацию общему делу, интересам выполнения боевой задачи.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает возможности для проявления разумной инициативы и творчества в воинской службе. Более того, уставы требуют от военнослужащих в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, идти на благоразумный риск.

Особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевую и внутреннюю службу. Здесь нужны наивысшая степень организованности, строгий порядок, исключительно точное выполнение всех правил и команд. Следует отметить, что боевая служба регламентируется строго установленными правилами, нарушение которых юридически квалифицируется как воинское преступление в зависимости от повлекших за собой последствий. Дисциплина боевого дежурства достигается прежде всего высоким напряжением духовных и физических сил и основывается на соблюдении дисциплины времени, технологии и т.д.

Большое значение в современных условиях жизнедеятельности войск играет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники и вооружения. Известно, с каким трудом государство выкраивает средства на военно-техническое оснащение армии. Поэтому долг каждого военнослужащего - бережно эксплуатировать, своевременно обслуживать и беречь вверенное вооружение и технику.

Не меньшей ответственности от военнослужащих требует дисциплина несения внутренней и гарнизонной службы. Караульная служба по охране и обороне военных объектов и в мирное время является боевой задачей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, устав обязывает часового самоотверженно нести службу даже под угрозой смерти. Быть всегда начеку, проявлять высокую выдержку, бдительность и бесстрашие - таков закон караульной (вахтенной) службы.

Нормы и требования воинской дисциплины регламентируют не только служебную деятельность, но и все стороны жизни и деятельности солдат и сержантов по призыву. Межличностные отношения военнослужащих, отдых и досуг в свободное от служебных обязанностей время в пределах части (подразделения) и вне ее, внешний вид, поведение и т.д. - все эти стороны воинской жизни отражают внутренние установки и дисциплинарную культуру каждого воина.

Заключение

Таким образом, сущность и значение воинской дисциплины представляются емкими и актуальными в современном их понимании. Это и неукоснительное соблюдение законов, уставов, приказов, и безусловное выполнение планов и программ боевой подготовки, расписаний учебных занятий, распорядка дня, и хорошо организованная служба войск, и твердый уставной порядок. Поддержание крепкой воинской дисциплины и внутреннего порядка - задача непростая и может быть решена волевыми усилиями всех военнослужащих на основе следования уставным нормам, личной ответственности и любви к Отечеству.

Литература

1. Колобов Д.С. Дисциплина и армия. М., 2006

2. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденный указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140.

Высокая воинская дисциплинаявляетсяоднимиз решающих условий боеспособности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя. История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы. Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Один из видных русских военных теоретиков М.И. Драгомиров подчеркивал, что "воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению...".

Вся героическая история отечественных вооруженных сил убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.

Ныне роль и значение воинской дисциплины постоянно возрастают. Современная война предполагает применение невиданных ранее средств вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне будут сопряжены с огромными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстановки. В условиях постоянной боевой готовности, оснащения коллективными видами оружия и военной техники, роста их огневых и маршевых возможностей происходит процесс углубления специализации армейского и флотского труда, усложняются характер воинской деятельности, задачи боевой подготовки, растёт индивидуальная роль каждого из воинов и его ответственность в ходе боя.

Овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уставов, написанных кровью, согласованных действий большого количества воинов самых разных специальностей, организованности, технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной исполнительности. Являясь важным слагаемым боевой готовности подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы.

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. В соответствии со сферами проявления она может подразделяться на государственную, производственную, общественную, техническую и т.п.


Воинская дисциплина соответствует предназначению Вооруженных Сил, характеру и условиям их деятельности. Суть воинской дисциплины изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказа­ми командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его личной преданности своему народу.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослу­жащего:

Быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;

Выполнять свой воинский долг умело имужест­венно, добросовестно изучать военное дело, беречь воен­ное и государственное имущество;

Стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

Быть бдительным, строго хранить военную и госу­дарственную тайну;

Поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, кре­пить войсковое товарищество;

Оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствияи воинской вежливости;

С достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недос­тойных поступков, содействовать защите чести и достоин­ства граждан.

В этих глубоких и четких уставных положениях отражается весь спектр требований к воину со стороны государства, народа. Глубокое понимание всеми воинами общественной значимости своего ратного труда, важности точного и строгого выполнения уставных требований, приказов командиров делает воинскую дисциплину особенно прочной. История нашей армии и флота богата героическими подвигами. Если проанализировать истоки любого из них, то легко увидеть, что в основе их были глубокая осознанность действий, стремление честно до конца выполнить свой воинский долг, приказ командира.

На одной из подводных лодок - первенце отечественного атомного флота в ходе учений в океане случилась авария реакторной установки.

Создалось критическое положение. Только работа непосредственно в реакторном отсеке при высоком уровне радиации могла спасти лодку и экипаж. И команда добровольцев (капитан-лейтенант Ю. Повстьев, лейтенант Б. Корчилов, главный старшина Б. Рыжиков, старшина 1-й статьи Ю. Ордочкин, старшина 2-й статьи Е. Кашенков, матросы С. Пеньков, Н. Савкин, В. Харитонов), зная что их ждет, жертвуя собой во имя спасения экипажа и корабля, шагнула в отсек. "Борис, знаешь на что идешь?" спросилкомандиру лейтенанта Корчилова. "Знаю, командир, но другого выхода не придумаешь", - ответил тот. Они выполнили поставленную задачу. Корабль был спасен, но, получив огромные дозы радиации, ни один из них не выжил. Какая сила руководила поступками этих людей? Высочайшее чувство долга, верность Военной присяге и личная ответственность за судьбу корабля и своих товарищей. Не пустые слова.

"Военная организация, - писал М.В. Фрунзе, - это специфическая организация, требующая от своих членов особой четкости, точности, исполнительности, выдержки, быстроты исполнения всех распоряжений..."

Душой воинской дисциплины является повиновение, то есть беспрекословное, сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. Воинские уставы подчеркивают, что начальник имеет право отдавать приказы и требовать их исполнения, а подчиненный обязан беспрекословно выполнять их. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением. Потому исполнительность - важнейшее требование дисциплины. Особенно в боевых условиях.

В бою все построено на исполнительности каждого воина, на жесткой дисциплине, на четком и пунктуальном выполнении каждым своих обязанностей. Малейшее нарушение установленного порядка, плана действий может привести к невыполнению задачи. Подтверждением тому может служить один из эпизодов минувшей войны. Однажды группа разведчиков была высажена в тыл противника с целью наблюдения. Морские пехотинцы получили при­каз не обнаруживать себя и лишь в крайнем случае, если соседи окажутся в тяжелом положении, принять удар на себя. Несколько суток разведчики находились в тылу вра­га. Все шло по плану. Вдруг они заметили группу фашистов, беспечно идущих по лощине. Решили ее уничтожить. Гитлеровцы были перебиты, собраны документы, оружие. Потерь в своих рядах не было. Вернувшись, разведчики рассчитывали на похвалу, а вместо нее командир группы получил взыскание. За что? За нарушение дисциплины, за то, что группа не пунктуально, не до конца выполнила свою задачу. Группа обнаружила себя. Тем самым было сорвано выполнение задачи второй группой. Противник начал поиск, обнаружил вторую группу, которая была вы­нуждена вернуться на свою базу.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает проявления разумной инициативы, находчивости. Более того, уставы обязывают военнослужащего в сложных си­туациях смело принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, искать выход из трудного положения. Однако следует всегда помнить, что приказ командира имеет для военнослужа­щего силу закона. В суровую военную пору родилась солдатская поговорка: "Можно умереть, но нельзя не вы­полнить приказа". С полным основанием можно сказать, что и в мирное время строгое и точное выполнение при­каза командира является первой солдатской и матросской заповедью.

Каждый солдат и матрос обязан помнить, что без крепкой воинской дисциплины немыслима высокая боевая готовность подразделения, части, корабля. Развитие спо­собов боевых действий, наличие сложнейших коллектив­ных систем оружия и боевой техники, требующих строго согласованных, последовательных действий, усиливают личную ответственность каждого воина за выполнение своих обязанностей, приказов и распоряжений команди­ров. Чтобы обеспечить выполнение боевой задачи в этих условиях, нужны быстрые и четкие действия каждого члена экипажа или расчета, умение понимать друг друга с полуслова, все подчинять интересам коллектива.

К примеру, стартовый расчет ракетной установки при подготовке ракеты к пуску должен выполнить более сотни последовательных операций. Пропуск или небрежное вы­полнение лишь одной из них может существенно повлиять на своевременность и точность пуска. Современные атом­ные подводные, лодки могут находиться в плавании по несколько месяцев. У каждого члена экипажа есть свои конкретные обязанности, от грамотного выполнения кото­рых зависит успешное решение поставленной задачи. Та­кими же ответственными представляются действия номе­ров расчетов артиллерийских орудий, экипажей танков, БМП и др. Все это требует усиления внимания к качест­венным характеристикам дисциплины военных специали­стов: точности, четкости, пунктуальности, грамотности ис­полнения операций.

В современных условиях наряду с возросшим значе­нием общего воинского порядка и организованности не­измеримо повысилась роль таких важнейших условий боеспособности, как дисциплина боевого дежурства, ко­гда от личного состава требуется наивысшее напряжение духовных и физических сил, дисциплина времени, дисци­плина полетов, дисциплина грамотной эксплуатации бое­вой техники и т.п.

Говоря о дисциплине времени, важно отметить, что фактор времени ныне имеет исключительное значение для боевой готовности. Если в прошлом на приведение войск в боевую готовность отводились продолжительные сроки, то теперь огромные скорости полета ракет и самолетов ограничивают это время до считанных минут, а то и секунд. Вот почему при выполнении учебно-боевых задач и нормативов ведется непрерывная борьба за выигрыш каждой секунды, за быстроту и точность действий каждого воина.

Большое значение в современных условиях имеет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники. Она включает в себя высокую культуру и своевременность ее обслуживания, четкие и умелые действия в ходе регламентных работ, настройки и регулировки аппаратуры. Даже малейшее отступление от требований инструкций и наставлений, правил ее эксплуатации может привести к выходу из строя сложной боевой техники.

Значительно возросшие возможности современного оружия и боевой техники повысили причастность рядовых воинов к решению крупных и ответственных задач, под­няли роль и значение самостоятельности каждого из них. Воинская дисциплина, соблюдение уставных требований в любой обстановке позволяет воинам научиться концен­трировать свои духовные и физические силы на преодо­лении трудностей, воспитать в себе высокие морально-психологические и боевые качества, способствующие вы­полнению любой поставленной задачи.

Особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевое дежурство, боевую службу. Здесь как нигде нужны наивысшая степень организованности, строжайший порядок, исключительно точное выполнение всех правил и команд.

Не менее ответственным представляется несение внутренней и гарнизонной служб. Несение караульной службы по охране и обороне важных объектов и в мирное время является выполнением боевой задачи. Правила караульной и вахтенной служб имеют силу закона, а их исполнение обязательно для каждого военнослужащего. Устав обязывает часового самоотверженно нести службу. Ничто, даже угроза смерти, не может заставить часового покинуть свой пост. В любом случае он обязан сделать все, чтобы обеспечить его охрану и оборону.

Нормы и требования воинской дисциплины охватывают все стороны жизни и деятельности военнослужащих. Они распространяются не только на их служебную деятельность, но и на поведение вне службы, на их отношения между собой, на внешний вид - на все, из чего складывается дисциплинированность воина. В дисциплинированности воина как в зеркале отражаются его высокая сознательность, внутренняя собранность, готовность самоотверженно выполнить свой священный долг защитника Отечества.

Дисциплинированность - это внутреннее качество личности военнослужащего. Она складывается на основе глубокого знания каждым солдатом и матросом требований законов, воинских уставов, инструкций, наставлений, своих служебных обязанностей, а также норм и правил, регулирующих взаимоотношения военнослужащих. Твердо знать требования воинских уставов, точно и пунктуально выполнять их - первейшая обязанность каждого воина. Военнослужащий, хорошо знающий требования уставов, как правило, легче справляется со своими обязанностями, более эффективно использует каждую минуту учебного времени.

Но для дисциплинированного воина одного знания уставов недостаточно. Необходим внутренняя убежденность в обязательности выполнения их требований, сознательное отношение к воинской службе, навыки, умения, привычки действовать строго по уставу. Существенной стороной дисциплинированности являются волевые факторы - умение управлять собой в соответствии с устав­ными требованиями, подчинять им свои действия и поступки. Таким образом, дисциплинированность - это совокупное выражение глубоких знаний, сознательности, воли, навыков и привычек военнослужащего.

Высшим проявлением дисциплинированности высту­пает самодисциплина, под которой понимают способность воина управлять собой, своими поступками, самостоя­тельно оценивать и контролировать выполнение требова­ний воинской дисциплины, в нужный момент приказывать самому себе. При выполнении задач воинской службы многие солдаты и матросы, сержанты и старшины на дол­гие часы остаются наедине, и только самодисциплина ру­ководит их поступками, побуждает отдавать все силы и способности выполнению поставленной задачи, помогает вовремя заметить собственную ошибку, неточность и уст­ранить их.

Весь уклад армейской и флотской жизни оказывает постоянное воздействие на формирование у воинов соз­нательного отношения к выполнению уставных требова­ний, исполнительности, дисциплинированности. Каждый воин должен понимать, что строгая организация жизни и быта, предусмотренная уставами (уставной порядок), под­тягивает, дисциплинирует, позволяет предупредить нега­тивные явления в воинских коллективах. Следует помнить, что в уставах аккумулирован огромный опыт войсковой практики. За каждым положением устава - научно обос­нованный вывод о наиболее целесообразном, отвечаю­щем интересам боевой готовности решении того или ино­го вопроса, связанного со службой войск, бытом, учебой личного состава. Уставной порядок выражает такую сте­пень организованности, которая гарантирует наиболее эффективное обучение и воспитание воинов, обеспечива­ет постоянную готовность подразделения, части, корабля к выполнению боевой задачи.

Важнейшими элементами уставного порядка являют­ся выполнение распорядка дня, организация боевой уче­бы, службы суточного наряда, несение караульной и гар­низонной служб, порядок хранения и выдачи оружия, ор­ганизация парковой службы и контрольно-пропускного режима, соблюдение формы одежды, правил поведения и отдания воинской чести, поддержание чистоты в помеще­ниях и городках. Следует помнить, что каждый элемент уставного порядка обеспечивает четкость и организованность в учебе и поддержании высокой боевой готовности подразделения, части, корабля.

Неукоснительное соблюдение уставного порядка спо­собствует постепенному формированию у воинов дисцип­линированности и исполнительности. Очень образно напи­сал об этом первый космонавт Ю.А. Гагарин: "За время службы в армии я не имел ни одного взыскания, строго соблюдал внутренний порядок. Меня радовало, что все в части происходит по расписанию, точно в установленное время: и работа, и еда, и отдых, и сон. Меня ничуточки не тяготило, что это повторялось изо дня в день. Я видел, а еще больше чувствовал, как сознательная воинская дис­циплина, постоянное поддержание образцового внутрен­него порядка сплачивали личный состав, делали воинскую часть дружным боевым коллективом, обеспечивали един­ство действий, согласованность и целеустремленность, поддерживали постоянную боевую готовность и неусып­ную бдительность... В армии я привык жить и учиться по уставам. Уставы отвечали на все вопросы, связанные с жизнью, учебой, службой, ясно указывали, как служить, изучать военное дело, овладевать оружием и боевой тех­никой, повседневно повышать политическую сознатель­ность".

Важное значение для формирования дисциплиниро­ванности имеют сложившиеся в армейских и флотских коллективах взаимоотношения. Уставы обязывают воинов дорожить войсковым товариществом, удерживать своих товарищей от недостойных поступков, не допускать гру­бости и издевательств. Моральную атмосферу в воинских коллективах составляют те взаимоотношения, которые четко соответствуют нашим законам и требованиям уста­вов. Железная спайка, взаимопомощь, способность заме­нить своего товарища у орудия, ракеты, механизма ко­рабля, готовность перенести трудности во имя общего успеха - это важные слагаемые высокой дисциплиниро­ванности воинов.

Очень важны и уставные взаимоотношения опытных и молодых солдат и матросов. Не случайно в частях и на кораблях радушно и сердечно принимают молодых вои­нов. Их окружают вниманием, с ними щедро делятся опытом, их предостерегают от неверных шагов, опрометчивых поступков. Надо, чтобы молодые солдаты с первых шагов чувствовали себя как в родной семье. Од­нако есть еще коллективы подразделений, где старослу­жащие относятся к молодым воинам "свысока, стараясь подчеркнуть свое превосходство, перекладывая на них выполнение отдельных обязанностей. Такое отношение к молодым воинам чуждо нашей воинской этике, оно про­тиворечит уставным требованиям, сложившимся традици­ям. Недостойное поведение, высокомерное отношение старослужащих к молодым солдатам и матросам должно встречать повсеместное осуждение. Любой случай неус­тавных взаимоотношений заслуживает суровой принципи­альной оценки со стороны дисциплинированных воинов. Здоровый сплоченный коллектив не может терпеть в сво­их рядах даже малейших отклонений от уставного поряд­ка.

Дисциплинированность, как качество личности, не рождается вместе с человеком. Она складывается еще в доармейский период и окончательно формируется и раз­вивается в процессе армейской и флотской службы. Каж­дый военнослужащий должен понимать, что формирова­ние дисциплинированности зависит от него самого, от особенностей его характера, темперамента, способностей, наклонностей, уровня его знаний, навыков, умений, от того, насколько настойчиво он работает над собой. Рас­ширяя свои знания о дисциплине и воинской службе, вы­рабатывая навыки и умения уставного поведения, совер­шенствуя волевые качества, каждый солдат и матрос са­мостоятельно формирует свою дисциплинированность.

В процессе самодисциплинирования можно выделить определенные этапы. Первый из них включает период времени, связанный с вхождением солдата (матроса) в воинский коллектив, когда происходит освоение им новой социальной роли военнослужащего, овладение воинской специальностью, нормами и правилами дисциплинирован­ного поведения, привыкания к требовательности команди­ров, вырабатывается первичное отношение к этим нормам и требованиям. В ходе второго этапа воином накаплива­ется служебный опыт, устанавливаются прочные взаимо­отношения в воинском коллективе, у него появляется оп­ределенный авторитет среди сослуживцев, нарабатывают­ся убеждения и навыки дисциплинированного поведения. Третий этап - этап упрочения дисциплинированности. Он связывается с уже выработанными воином установками на дисциплинированное поведение, с глубоким пониманием им значения личной дисциплинированности, с устойчивым стремлением приобретать и совершенствовать необходи­мые знания, навыки и умения для обеспечения высокой боевой готовности подразделения, части, корабля.

О воинах дисциплинированных, стойких, надежных говорят: это люди долга. Постоянное чувство высокой ответственности, готовности выполнить воинский долг воспринимается ими как дело чести и совести. Именно на этой основе возможно достижение дисциплины высшего предела, то есть такой степени сознательного отношения к воинскому долгу, когда знания, убеждения и воля чело­века становятся единым сплавом, когда приказ командира подкрепляется велением совести, когда требования дисциплины сливаются с внутренней потребностью дисципли­нированного поведения каждого воина.

ВОПРОСЫ:

1. Сущность и содержание воинской дисциплины.

2. Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих.

1. Дисциплина в широком смысле есть «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Она- необходимое условие существования любого общества.

Воинская дисциплина является разновидностью государственной дисциплины. Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Её отличие от других видов государственной дисциплины (общественной, трудовой, финансовой и т.д.) обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих её, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, оперативности исполнения всех распоряжений и т.д.

Понятие «воинская дисциплина» включает в себя:

· обязательность её требований для всех категорий военнослужащих;

· совпадение целей законности и воинской дисциплины;

· детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности;

· повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;

· обязательное соблюдение нравственных норм, подкреплённых уставными требованиями;

· дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;

· единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т.д.

Современный Военный Энциклопедический Словарь определяет воинскую дисциплину как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Так записано и в Дисциплинарном уставе ВС РФ. Это значит, что отправной точкой как в понимании дисциплины, так и в её обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащего. Дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на проявлении личной преданности своему народу. Причём дисциплина не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Она обеспечивает сплочённость военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть, во-первых , знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу; во-вторых , их точное, строгое и сознательное исполнение.

Воинская дисциплина призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Она создаёт в воинском коллективе здоровый морально-психологический климат, обеспечивает высокую управляемость подразделениями и даёт возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жёсткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих. Воинская дисциплина - это основа боевой готовности Вооружённых Сил.

С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Её соблюдение даёт возможность суммирования усилий многих людей, является эффективным средством социального управления.

Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и в устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина.

2. Дисциплинированность - это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Она является проявлением ответственности воина за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы - интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» - это специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение его в условиях военной службы. Её характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

- строгое соблюдение воинского порядка;

- точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

- бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

- образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дисциплинированности:

- убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины;

- знание уставов и наставлений, требований военной службы;

- умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;

- навыки и привычки дисциплинированного поведения;

- самодисциплина.

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не даётся воину с погонами. Оно формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятельности.

В процессе всей службы военнослужащий должен заниматься самовоспитанием дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определённых качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали.

С чего начать самовоспитание дисциплинированности? Прежде всего надо задать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне командиры? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?» Ответив на них, он сможет сделать для себя выводы о том, что для него характерны личная неорганизованность, неумение распределить своё время, поверхностное знание уставных требований неумение заставить себя добросовестно выполнять служебные обязанности.

Важно, чтобы каждый воин понял, что выработка у себя качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.

Как развивать способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно даёт оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы.

Более высокий уровень самосознания - самоанализ. Это мысленное разделение воином своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация - «хорош я или плох» - его уже не удовлетворяет. Он хочет получить ответ, в чём он плох, почему, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ не только касался отрицательных моментов, но и включал положительные. В таком случае человек не замкнётся в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самим находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.

В работе над собой велико значение самоконтроля - умения критически взглянуть на свои поступки через призму требований уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Давно замечено, чем выше в коллективе проявляют требовательность друг к другу, тем выше проявляет её к себе и каждый воин. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости воина. Твёрдый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их развитие.

В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание воинами их значимости становится мощным стимулом в работе над собой.

Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности?

Это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, следование примеру и т.п.

Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определённых качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:

- анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;

- выработка установки на действие;

- проигрыш действия про себя;

- выполнение его по частям или в целом;

- самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.

Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Оно зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.

Самовнушение проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «есть ещё силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.

Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к её выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.

Подытоживая, надо ещё раз отметить, что возрастание роли воинской дисциплины и дисциплинированности воинов в современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня является объективной необходимостью как для каждого военнослужащего, так и для Вооружённых Сил в целом.

Нормы и требования воинской дисциплины охватывают все стороны жизни и деятельности военнослужащих. Они распространяются не только на их служебную деятельность, но и на поведение вне службы, на их отношения между собой, на внешний вид -- на все, из чего складывается дисциплинированность воина. В дисциплинированности воина как в зеркале отражаются его высокая сознательность, внутренняя собранность, готовность самоотверженно выполнить свой священный долг защитника Отечества.

Дисциплинированность -- это внутреннее качество личности военнослужащего. Она складывается на основе глубокого знания каждым солдатом и матросом требований законов, воинских уставов, инструкций, наставлений, своих служебных обязанностей, а также норм и правил, регулирующих взаимоотношения военнослужащих. Твердо знать требования воинских уставов, точно и пунктуально выполнять их -- первейшая обязанность каждого воина. Военнослужащий, хорошо знающий требования уставов, как правило, легче справляется со своими обязанностями, более эффективно использует каждую минуту учебного времени.

Но для дисциплинированного воина одного знания уставов недостаточно. Необходима внутренняя убежденность в обязательности выполнения их требований, сознательное отношение к воинской службе, навыки, умения, привычки действовать строго по уставу. Существенной стороной дисциплинированности являются волевые факторы -- умение управлять собой в соответствии с уставными требованиями, подчинять им свои действия и поступки. Таким образом, дисциплинированность -- это совокупное выражение глубоких знаний, сознательности, воли, навыков и привычек военнослужащего.

Высшим проявлением дисциплинированности выступает самодисциплина, под которой понимают способность воина управлять собой, своими поступками, самостоятельно оценивать и контролировать выполнение требований воинской дисциплины, в нужный момент приказывать самому себе. При выполнении задач воинской службы многие солдаты и матросы, сержанты и старшины на долгие часы остаются наедине, и только самодисциплина руководит их поступками, побуждает отдавать все силы и способности выполнению поставленной задачи, помогает вовремя заметить собственную ошибку, неточность и устранить их.

Весь уклад армейской и флотской жизни оказывает постоянное воздействие на формирование у воинов сознательного отношения к выполнению уставных требований, исполнительности, дисциплинированности. Каждый воин должен понимать, что строгая организация жизни и быта, предусмотренная уставами (уставной порядок), подтягивает, дисциплинирует, позволяет предупредить негативные явления в воинских коллективах. Следует помнить, что в уставах аккумулирован огромный опыт войсковой практики. За каждым положением устава -- научно обоснованный вывод о наиболее целесообразном, отвечающем интересам боевой готовности решении того или иного вопроса, связанного со службой войск, бытом, учебой личного состава. Уставной порядок выражает такую степень организованности, которая гарантирует наиболее эффективное обучение и воспитание воинов, обеспечивает постоянную готовность подразделения, части, корабля к выполнению боевой задачи.

Важнейшими элементами уставного порядка являются выполнение распорядка дня, организация боевой учебы, службы суточного наряда, несение караульной и гарнизонной служб, порядок хранения и выдачи оружия, организация парковой службы и контрольно-пропускного режима, соблюдение формы одежды, правил поведения и отдания воинской чести, поддержание чистоты в помещениях и городках. Следует помнить, что каждый элемент уставного порядка обеспечивает четкость и организованность в учебе и поддержании высокой боевой готовности подразделения, части, корабля.

Неукоснительное соблюдение уставного порядка способствует постепенному формированию у воинов дисциплинированности и исполнительности. Очень образно написал об этом первый космонавт Ю.А. Гагарин: "За время службы в армии я не имел ни одного взыскания, строго соблюдал внутренний порядок. Меня радовало, что все в части происходит по расписанию, точно в установленное время: и работа, и еда, и отдых, и сон. Меня ничуточки не тяготило, что это повторялось изо дня в день. Я видел, а еще больше чувствовал, как сознательная воинская дисциплина, постоянное поддержание образцового внутреннего порядка сплачивали личный состав, делали воинскую часть дружным боевым коллективом, обеспечивали единство действий, согласованность и целеустремленность, поддерживали постоянную боевую готовность и неусыпную бдительность... В армии я привык жить и учиться по уставам. Уставы отвечали на все вопросы, связанные с жизнью, учебой, службой, ясно указывали, как служить, изучать военное дело, овладевать оружием и боевой техникой, повседневно повышать политическую сознательность".

Важное значение для формирования дисциплинированности имеют сложившиеся в армейских и флотских коллективах взаимоотношения. Уставы обязывают воинов дорожить войсковым товариществом, удерживать своих товарищей от недостойных поступков, не допускать грубости и издевательств. Моральную атмосферу в воинских коллективах составляют те взаимоотношения, которые четко соответствуют нашим законам и требованиям уставов. Железная спайка, взаимопомощь, способность заменить своего товарища у орудия, ракеты, механизма корабля, готовность перенести трудности во имя общего успеха -- это важные слагаемые высокой дисциплинированности воинов.

Очень важны и уставные взаимоотношения опытных и молодых солдат и матросов. Не случайно в частях и на кораблях радушно и сердечно принимают молодых воинов. Их окружают вниманием, с ними щедро делятся опытом, их предостерегают от неверных шагов, опрометчивых поступков. Надо, чтобы молодые солдаты и матросы с первых шагов чувствовали себя как в родной семье. Взаимоотношения между воинами -- результат их культуры, человеческого в человеке. Чем богаче взаимоотношения, тем более интересна жизнь и служба солдата. Бескультурье всегда агрессивно. Когда воину нечем самоутвердиться как личности, он начинает самоутверждаться своими инстинктами. Агрессивность, которая проявляет себя в неуставных взаимоотношениях, есть проявление животного "инстинкта власти, силы". Каждый военнослужащий должен помнить, что боевая деятельность требует взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимовыручки. Можно ли их ожидать, если в подразделении процветают неуставные взаимоотношения? Если в условиях мирного времени товарищеские взаимоотношения не формируются, то им неоткуда взяться в экстремальной ситуации. Тому, кто пытается строить свои отношения с другими воинами на "неуставных нормах", не стоит рассчитывать на поддержку товарищей в боевых условиях. Здоровый сплоченный коллектив не может терпеть в своих рядах даже малейших отклонений от уставного порядка.

Дисциплинированность, как качество личности, не рождается вместе с человеком. Она складывается еще в доармейский период и окончательно формируется и развивается в процессе армейской и флотской службы. Каждый военнослужащий должен понимать, что формирование дисциплинированности зависит от него самого, от особенностей его характера, темперамента, способностей, наклонностей, уровня его знаний, навыков, умений, от того, насколько настойчиво он работает над собой. Расширяя свои знания о дисциплине и воинской службе, вырабатывая навыки и умения уставного поведения, совершенствуя волевые качества, каждый солдат и матрос самостоятельно формирует свою дисциплинированность.

В процессе самодисциплинирования можно выделить определенные этапы. Первый из них включает период времени, связанный с вхождением солдата (матроса) в воинский коллектив, когда происходит освоение им новой социальной роли военнослужащего, овладение воинской специальностью, нормами и правилами дисциплинированного поведения, привыкания к требовательности командиров, вырабатывается первичное отношение к этим нормам и требованиям. В ходе второго этапа воином накапливается служебный опыт, устанавливаются прочные взаимоотношения в воинском коллективе, у него появляется определенный авторитет среди сослуживцев, нарабатываются убеждения и навыки дисциплинированного поведения. Третий этап -- этап упрочения дисциплинированности. Он связывается с уже выработанными воином установками на дисциплинированное поведение, с глубоким пониманием им значения личной дисциплинированности, с устойчивым стремлением приобретать и совершенствовать необходимые знания, навыки и умения для обеспечения высокой боевой готовности подразделения, части, корабля.

О воинах дисциплинированных, стойких, надежных говорят: это люди долга. Постоянное чувство высокой ответственности, готовности выполнить воинский долг воспринимается ими как дело чести и совести. Именно на этой основе возможно достижение дисциплины высшего предела, то есть такой степени сознательного отношения к воинскому долгу, когда знания, убеждения и воля человека становятся единым сплавом, когда приказ командира подкрепляется велением совести, когда требования дисциплины сливаются с внутренней потребностью дисциплинированного поведения каждого воина

Контрольные вопросы

  • 1. Почему в современных условиях возрастает значение воинской дисциплины?
  • 2. Каким образом воинская дисциплина влияет на повышение боевой готовности подразделения?
  • 3. Что значит быть дисциплинированным воином?
  • 4. Какие факторы и условия влияют на дисциплинированность военнослужащего?
  • 5. Расскажите об основных направлениях формирования дисциплинированности.
  • 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОИНА К БОЮ

воин патриотизм дисциплина товарищество

Даже в эпоху высокоразвитой боевой техники и совершенного оружия главная роль на войне принадлежит солдату. Результаты боевых действий в современных условиях во многом зависят от морально-психологического состояния личного состава, его способности переносить военные тяготы и лишения, преодолевать страх в бою и сохранять волю к победе.

Нет ничего более важного для боевой готовности, чем отношение солдата к своему долгу, его боевой настрой и поведение на поле боя. Каждый воин должен сознательно готовиться к боевым действиям, вырабатывать у себя психологическую устойчивость и умение сражаться в любых условиях боевой обстановки.

Нормы и требования воинской дисциплины охватывают все стороны жизни и деятельности военнослужащих. Они распространяются не толь­ко на их служебную деятельность, но и на поведение вне службы, на их отношения между собой, на внешний вид и т.п., т.е. на все, что мы называ­ем дисциплинированностью воина. В дисциплинированности, как в зер­кале, отражаются высокая сознательность воина, его внутренняя собран­ность, готовность самоотверженно выполнить свой священный долг защит­ника Отечества. Дисциплинированность характеризуют внешние показатели и внут­ренние позиции. Внешние показатели: строгое соблюдение воинского порядка; точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников; добросовестное несение службы; бережное отношение к боевой технике и ору­жию, грамотное их использование при реше­нии учебно - боевых и служебных задач; образцовый внешний вид. Внутренние позиции: убеждение в необходимости и целесообраз­ности воинской дисциплины; знание уставов и наставлений, требований военной службы; умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;)навыки и привычки дисциплинированного поведения; самодисциплина. Безусловно, связь между внешними и внутренними показателями дисциплинированности того или иного воина неоднозначна. Бывает и так, что воин соблюдает определенный порядок, не имея убеждения в его необходимости. В этом случае преобладает понимание того, что за нарушение последует строгое наказание. Дисциплинированность как личностное качество не рождается вместе с человеком и тем более издается воину вместе с погонами. Она формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятельности. Основные направления в работе командиров и офицеров-воспитателей в первую очередь состоят в умелом руководстве деятельностью и поведением военнослужащих; поддержании уставного порядка а подразделении; самовоспитание дисциплинированности; эффективной воспитательной работе; заботе о здоровом морально-психологическом климате в коллективе. Однако практика показывает, что легче достичь желаемых результатов, если воины еще до призыва заботились о воспитании у себя дисциплинированности. Наличие такого качества помогает молодым солдатам (матросам) быстрее войти в воинский коллектив, освоить новые для себя обязанности. С чего же следует начинать воспитание у себя дисциплинированности, как готовиться к службе в армии? Прежде всего, важно научиться четко, соблюдать правила, действующие в тех коллективах, где вы учитесь или работаете. Важно приучить себя прислушиваться к советам учителей, родителей, почитать старших, понимать товарищей, уметь проявлять такт, выдержку, уравновешенность. К сожалению, анализ призывного контингента последних лет показывает, что многие молодые люди до призыва на службу воспитывались в неполных семьях, находились под влиянием неблагоприятной социальной среды, различных неформальных объединений. У немалой части призывников имеются приводы в милицию, отрицательные характеристики с места работы или учебы. Как следствие этого - в армии тяжело приходится именно таким воинам. Большую помощь может оказать самовоспитание дисциплинированности. Надо чаще задавать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне учителя, родители? К чему они в основном сводятся? Почему это происходит?» Ответив на них, можно сделать для себя выводы о том, что причины кроются в личной неорганизованности, поверхностном знании учебного материала, неумении заставить себя добросовестно выполнять те или иные обязанности. «А может, попробовать как-то перестроиться?» Если юноша задается этим вопросом, значит можно говорить о явлении «педагогического резонанса», т.е. усилия наставников нашли отклик в его душе. Важно, чтобы каждый понял, что выработка у себя качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность. При этом нельзя забывать о развитии самосознания, которое играет важнейшую роль в регулировании собственного поведения. Суд своей совести, нежелание потерять доверие товарищей являются мощным мобилизующим фактором. Здесь важны самооценка и самоанализ. Самооценка отражает жизненную позицию человека, определяет его отношение к стоящим задачам. Как развить способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам старших, родителей, товарищей, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в школе, классе, трудовом коллективе. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной человек невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и, соответственно, осуждает или одобряет свои действия, поступки. Большую роль здесь также играют произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы. В последнее время большое значение приобретает Интернет (особенно социальные сети) и то воздействие, которое он оказывает на молодого человека. Более высокий уровень самосознания - самоанализ. Это мысленное разделение человеком своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Просто констатация – «хорош я или плох» - его уже не удовлетворяет. Он хочет получить ответ, чем плох, почему, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ не только касался отрицательных моментов, но и включал положительные. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет комплексовать, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самим находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы. В работе над собой велико значение самоконтроля - умения критически взглянуть на свои поступки через призму установленных требований и норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Причем давно замечено, чем выше в коллективе требовательность друг к другу, тем выше она и у каждого его члена. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости военнослужащего. Порядок, организованность на работе, в школе, в быту активно влияют на их развитие.



В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих формированию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание их значимости становится мощным стимулом в работе над собой. Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности? Это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, следование примеру и т.д. Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений. Здесь возможна следующая последовательность: анализ и оценка качеств, навыков своего поведения; выработка установки на действие; проигрыш действия в уме; выполнение его по частям или в целом; самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества. Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Самоубеждение зачастую проходит в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться такими приемами, как саморазъяснение, самодоказательство, самоопровержение, самокритика, самоутешение, самоосуждение. Самовнушение заключается в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием, например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «еще есть силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении. Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих определенным требованиям, устоявшимся понятиям о чести и долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Его выполнение стимулируется требовательным самоконтролем, самопобуждением, самоодобрением или самоосуждением. После выполнений задания важно оценить полученные результаты и свои действия, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач. В качестве вывода следует сказать, что формированию дисциплинированности во многом будут способствовать следующие психолого-педагогические условия: понимание значения дисциплины и содержания дисциплинированности; формирование у себя положительных мотивов выполнения уставных требований; правильная оценка личной дисциплинированности, стремление к самосовершенствованию; потребность жить интересами коллектива, участвовать в его делах, способствовать его сплочении. В процессе самовоспитания важно постоянно помнить, что главное - не останавливаться в работе над собой, так как дисциплинированность - это не консервация своих положительных качеств, а непрерывный процесс сознательного их совершенствования и развития, процесс постоянного улучшения своего поведения в соответствии с требованиями уставов и изменяющихся условий службы. Это - постоянное чувство высокой ответственности и умелого решения сложных и подчас неожиданно возникающих задач. Упражнения в самовоспитании дисциплинированности позволят допризывникам выработать те качества, которые всегда высоко ценились в народе, лучше подготовить себя к службе в армии и на флоте. Дальнейшее формирование дисциплинированности будет проходить у воина в подразделении. Воинская служба открывает для этого большие возможности. Весь уклад армейской и флотской жизни оказывает постоянное воздействие на формирование у воинов сознательного отношения к выполнению уставных требований, исполнительности, дисциплинированности. Строгая организация жизни и быта, предусмотренная уставами, подтягивает, дисциплинирует позволяет предупредить негативные явления в жизни воинских коллективов. Очень образно написал об этом первый космонавт Ю. А. Гагарин: «За время службы в армии я не имел ни одного взыскания, строго соблюдал внутренний порядок. Меня радовало, что все в части происходит по расписанию, точно в установленное время: и работа, и еда, и отдых, и сон. Меня ничуточки не тяготило, что это повторялось изо дня в день. Я видел, а еще больше чувствовал, как сознательная воинская дисциплина, постоянное поддержание образцового внутреннего порядка сплачивали личный состав, делали воинскую часть дружным боевым коллективом, обеспечивали единство действий, согласованность и целеустремленность, поддерживали постоянную боевую готовность и неусыпную бдительность... В армии я привык жить и учиться по уставам. Уставы отвечали на все вопросы, связанные с жизнью, учебой, службой, ясно указывали, как служить, изучать военное дело, овладевать оружием и боевой техникой, повседневно повышать политическую сознательность».

Дисциплинированность - важнейшее качество воина. Она обеспечивает успех в ходе мирной боевой учебы и победу в бою.

Вопросы выходного контроля. 1.Какое понятие вкладывалось в понятие «Дисциплина» в отечественной истории (кратко)? 2. Почему в современных условиях роль и значение воинской дисциплины постоянно возрастают? 3. Что является прямой обязанностью каждого воина и воинского коллектив в этих условиях? 4. Каким слагаемым боевой готовности является воинская дисциплина и во что она превращает воинские и флотские коллективы? 5. Что же такое воинская дисциплина? Каково ее содержание? 6. Что призвана регулировать воинская дисциплина? 7. Перечислите особенности воинской дисциплины (шесть положений). 8. Дайте современное определение воинской дисциплины. 9. На чём основывается воинская дисциплина? 10. К чему она обязывает каждого военнослужащего? (семь положений) 11. Что главное в дисциплине? 12. Почему необходимо беспрекословно повиноваться приказам и распоряжениям командиров? 13. Назовите показатели дисциплинированности: а) внешние (пять позиций); б) внутренние (пять позиций). 14.Назовите основные направления формирования и развития дисциплинированности. 15.С чего же следует начинать воспитание у себя дисциплинированности, как готовиться к службе в армии? 16. В чём заключается самовоспитание дисциплинированности? 17. В чём суть развития самосознания молодых воинов? 18.Что такое самооценка и как развить способность к самооценке? 19. Что такое самоанализ? 20.В чём суть самоконтроля? 21.Какие определяющие компоненты самосознания, способствующие формированию дисциплинированности Вы знаете? 22. В чём суть самоупражнения? (пять положений)? 23. Что такое самоубеждение? Какие приёмы самоубеждения Вы знаете? 24. Что такое самовнушение?25. Что такое самопринуждение? 26. Как и где будет происходить дальнейший процесс формирования дисциплинированности у воинов?